3. Наиболее эффективные средства физического воспитания детей в разных возрастных группах дошкольных учреждений, а также наиболее эффективные средства физического воспитания для всестороннего развития ребенка
Подвижные игры с правилами - комплексный воспитательно-образовательный процесс важнейшего значения.
Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению задач физического воспитания и всестороннего развития ребенка.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При повышенной увлеченности детей и радостной устремленности к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, игра “Волк во рву” проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения, а также содействуя воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Подвижные игры с правилами - это одно из действенных средств нравственного воспитания детей. Подвижные игры способствуют умственному развитию ребенка. Также эти игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.
По своему содержанию и форме подвижные игры являются эстетической деятельностью. Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и творческого действенного соучастия в данной игровой ситуации.
Помимо подвижных игр режим дня тоже является эффективным средством физического воспитания детей в разных возрастных группах дошкольных учреждений. Режим детской жизни - это рациональное четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Режим должен обеспечивать благоприятные условия для развития, поэтому он изменяется в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, особенностей труда взрослых, быта семьи и учреждения, в котором воспитывается ребенок.
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течении определенного времени.
Ритмичность режима обусловлена ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании бодрствования и сна, изменении температуры тела(повышение к вечеру и понижение к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.
Рациональный режим строится на основе:
1). оптимального соотношения бодрствования и сна, во время которого происходит перераспределение функций между участками коры головного мозга, переработка полученной информации;
2). соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма пищеварения.
Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает переменное возбуждение различных участков коры, и кора в целом предохраняется от переутомления. В настоящее время, когда нервно-эмоциональные нагрузки и поток информации значительно увеличились, это приобретает особое значение.
Многократное повторение одних и тех же действий в течение дня по возможности в одной и той же обстановке, в определенной последовательности облегчает формирование условно рефлекторных связей, их автоматизацию. При этом любая деятельность и переход от одной деятельности к другой осуществляется без особого напряжения, с меньшей затратой энергии. Постоянный режим содействует выработке многих рефлексов “на время”. Это облегчает взаимодействие различных систем организма. Особенно быстро приспосабливается к ритмичной работе вегетативная нервная система, обеспечивающая процесс обмена в организме.
Отклонение в режиме сразу сказывается на самочувствие, а тем самым и на поведение ребенка.
Растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в полноценном сне и регулярном питании, так как кроме выполнения энергетических работ, израсходования на ту или иную деятельность, необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и развития.
Нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго находится в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов, которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга ребенка значительно ниже, чем у взрослого.
Кора головного мозга в этот период активно формируется, создается огромное количество условно-рефлекторных связей, и это требует дополнительных нервных затрат.
Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма, выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя уставшим, вялым или возбужденным, становиться рассеянным и невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно - гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку представляется широкая возможность действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности: самостоятельности, активности, инициативы.
Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети приучаются к организованности, выполнению требований, дисциплины. Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных видов деятельности время. Твердый режим является обязательным условием упорядоченной, четкой работы персонала группы и учреждения в целом, содействует лучшей организации детей.
К спортивным упражнениям относятся ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, а также плавание. Все они способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.
Кроме того, в процессе занятий у детей развиваются физические качества (ловкость, быстрота, выносливость и др.), а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивает вестибулярную устойчивость. Занятия на свежем воздухе в соответствующей одежде при различной температуре, при солнечных излучениях, а также в воде усиливают обмен веществ и содействуют закаливанию.
Занятия проводимые в парке, лесу, на реке, позволяют детям увидеть красоту природы, воспитывают любовь к ней, пробуждают эстетические чувства, вызывают положительные эмоции.
Занятия спортивными упражнениями помогают детям полнее познать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др), приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда, спортроллера.
Коллективные занятия, особенно прогулки за пределы территории детского сада, способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, сознательной дисциплины, согласованности действий в коллективе, а также смелости, выдержки, решительности и др.
Уход за физкультурным инвентарем формирует у детей трудовые навыки, а также приучают их к аккуратности, бережливости, трудолюбию.
Гимнастика - понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные физиологические процессы, способствующих его гармоническому развитию. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются основные физические качества - ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Гимнастика применяется с самого раннего детства и продолжается во всех возрастных периодах жизни человека.
Задачей гимнастики является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности человека к многообразной деятельности. Помимо этого, гимнастика имеет специфические задачи - формирование правильной осанки, профилактика и коррекция различных деформаций тела, восстановление работоспособности двигательного аппарата после перенесенных травм, воспитание умения владеть своими движениями.
физический подготовка школа ребенок
- Введение
- 1. Требования к физической подготовке подрастающего поколения
- 2. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе
- 3. Наиболее эффективные средства физического воспитания детей в разных возрастных группах дошкольных учреждений, а также наиболее эффективные средства физического воспитания для всестороннего развития ребенка
- Заключение
- 34. Физическое воспитание в школе.
- Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
- 8. Гигиенические основы физического воспитания в школе.
- Общие задачи физического воспитания в школе.
- 30. Физическое воспитание в школе
- 37. Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в школе.
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе