logo
Физическое воспитание в школе

2. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе

Важнейшие задачи и средства физического воспитания детей дошкольного возраста впервые были определены Н.К. Крупской. Основываясь на методологических положениях марксистко-ленинской педагогики, о целостности личности и ведущей роли целенаправленных воспитательных воздействий в процессе ее формирования, она выделяла в физическом воспитании комплекс средств: правильное питание, оздоровительно-закаливающие мероприятия, физическую культуру, подвижные игры, воспитание культурно-гигиенических навыков, своевременный отдых ребенка, полноценный сон. Отмечая важность предупреждения переутомления, чрезмерного возбуждения нервной системы ребенка, Н.К. Крупская подчеркивала необходимость научного обоснования системы дошкольного воспитания, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в разные периоды дошкольного детства.

Физическое воспитание - один из основных разделов дошкольной педагогики. Его задачами являются укрепление здоровья ребенка; обеспечение его гармонического телосложения, хорошей осанки; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма; обеспечение правильного режима дня; воспитание культурно-гигиенических навыков.

Сохранение здоровья людей и увеличение продолжительности жизни составляют предмет постоянной заботы нашего государства. Для того чтобы на основе созданных благоприятных материальных условий обеспечить полноценное физическое развитие детей, необходимо научно обоснованное, целенаправленное физическое воспитание. Это тем более важно, что в высоком материальном уровне населения таятся и некоторые неблагоприятные предпосылки физического развития ребенка, которые необходимо предупредить. К ним относится в частности, изнеженность детей, их малая подвижность.

Основные средства физического воспитания, которые были определены на первых этапах становления дошкольной педагогики, остались таковыми до настоящего времени. Однако в результате проведенных научных исследований содержание их существенно изменилось.

Результаты исследований позволили отечественным ученным по дошкольной педагогике научно обосновать комплекс средств и методов, способствующих полноценному физическому развитию детей разных возрастных групп дошкольного периода. Эти средства и методы условно можно разделить на две основные группы. Первая - средства и методы , относящиеся к проблемам двигательной деятельности маленького ребенка, и вторая - к его режиму дня.

Для решения задач физического воспитания детей в дошкольных учреждениях используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. На физическое развитие детей оказывают влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (ручной труд, игра на музыкальных инструментах, лепка, конструирование, рисование, одевание, умывание и др.). Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки и др.) составляют обязательное условие для решения задач средств физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействуют развитию костной и мышечной системы (при полноценном и своевременном питании). Чистота помещения, физкультурного оборудования, атрибутов, игрушек, одежды, обуви детей служат профилактикой заболеваний. выполнение требований гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает наиболее благоприятные условия для освоения физических упражнений.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевание глаз, создает более благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма.

Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости его к повышенной и пониженной температуре, в результате чего упражняется терморегулирующий аппарат, т.е. организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм как ребенка так и взрослого человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина D под кожей, убивает различные микробы и охраняет ребенка от заболеваний (рахит и др.). Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания, оказывающее на человека любого возраста многостороннее воздействие. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания; содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту и др.), а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений, вызывают положительные эмоции, способствуют формированию навыков правильной осанки. В связи с этим используются в качестве средства физического воспитания разнообразные элементы плясок, танцев (галоп, приставной шаг и т.д.).

Движение, входящие в различные виды деятельности (труд, рисование, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние на организм ребенка, если будет строго соблюдаться правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Массаж (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация) воздействует на кожу, влияет на весь организм человека. Проводящие пути кожного анализатора созревают еще до рождения ребенка, поэтому новорожденный более всего воспринимает внешнее воздействие через рецепторы кожи. Массаж влияет на сосудистую систему. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы, расширяются капилляры, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача.

В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, в мышцах усиливаются окислительные, восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. Быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность. Массаж влияет на лимфатическую систему, ускоряя ток лимфы.

Безусловные (рожденные) рефлексы, проявляемые у ребенка с первых дней жизни, положительно влияют на его физическое развитие. Они вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития и влияния на организм в целом в первые недели жизни ребенка, когда невозможно еще использовать физические упражнения.

Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач является комплексное использование всех перечисленных средств физического воспитания. Эффективность реализации указанных задач на разных возрастных этапах повышается при правильном сочетании основных и дополнительных средств. Так, в первые три месяца жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы, естественные силы природы, безусловные рефлексы. На первом году жизни используется массаж, пассивно-активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон, питание и т.д. и создаются предпосылки для использования более сложных физических упражнений.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека. Термин “физическое развитие” применяется в узком значении, обозначая антропометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника, состояние осанки, расстояние между углами лопаток, показатели измерения сводов стопы, мышц правой и левой кисти, становая сила и др. Рассматривая термин “физическое развитие” в широком понимании, в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость).

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.

Здоровье - это понятие определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Однако любое определение здоровья, включает и это не может претендовать на абсолютную точность.