logo
Факторы адаптации детей в начальной школе

3.3 Методическая часть программы

В данном исследовании использовался метод наблюдения - структурированное (контролируемое), включенное, полевое, случайное.

Преподавателям начальных классов были предложены временные интервалы для проведения наблюдения - с 31 октября по 20ноября (в течение трех недель) и инструмент наблюдения в виде таблицы (Приложение 1), которое было необходимо заполнить для каждого учащегося. Использование помощи классных руководителей в проведении наблюдения было необходимо с целью получения более точных данных, а так же, для того, что бы факт присутствия постороннего не искажал реальность.

Место проведения наблюдения - Синьковская средняя общеобразовательная школа №1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области. Данный тип поселковой школы был выбран не случайно.

Количество учащихся в начальной школе составило 208 человек. Все они были наблюдаемыми - сплошной опрос, т.е. рассматривается вся генеральная совокупность (генеральная совокупность = 208человек). Так же среди наблюдаемых были обозначены группы детей: дети из полных и неполных семей (152 - полные семьи, 56 - неполные семьи).

В карте наблюдения было обозначено 12 категорий: пол учащегося, возраст, тип семьи, настроение ребенка, контакты со сверстниками, познавательная активность ребенка, дисциплина, реакции агрессии и гнева, страх, двигательная активность, общее самочувствие, успеваемость.

В данной работе использовался метод наблюдения, так как он наиболее уместен при проведении такого рода исследованиях, когда за некоторый период времени нужно проследить определенные признаки в поведении. Так же во многих методиках для диагностики процесса адаптации используется этот метод.

Обработка информации - компьютерная. Компьютерный анализ с последующим построением различных графиков будет осуществляться в программе SPSSStatistics 17.0 и MicrosoftofOfficeExcel 2007.

Задачи, необходимы для анализа данных:

1. Статистическая обработка данных.

2. Вычисление суммы баллов по факторам: социальный, психологический, физиологический.

3. Распределение каждого наблюдаемого по уровням адаптации.

4. Определение зависимостей уровня адаптации от возраста, типа семьи, социального, психологического, физиологического факторов.