1. 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н.С. ЛейтесЛейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -- М., 1971, 289с..
В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания) и формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условии жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
В возрасте 7--11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
· формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
· развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
· раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
· развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
· становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
· усвоения социальных норм, нравственного развития;
· развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Раздел 1. Социальная адаптация
- 1.1 Понятие адаптации и дезадаптации
- 1. 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
- 1.3 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
- 1.4 Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
- Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
- 2.1 Исследование особенностей адаптации младших школьников
- 2.2 Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
- Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
- 3.1 Интерпретация основных понятий
- 3.3 Методическая часть программы
- Раздел 4. Анализ данных
- 4.1 Проверка гипотез
- Заключение
- 1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- 7.2. Адаптация детей к социальным факторам
- Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
- 2.3 Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 7. Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе.