logo
Факторы адаптации детей в начальной школе

Заключение

Итак, подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленная перед нами цель - изучение факторов, влияющих на адаптацию учащихся в начальной школе, была достигнута. Все рассматриваемые нами факторы, а именно социальный, психологический, физиологический, возрастной фактор и фактор тип семьи, как и предполагалось, влияют на процесс адаптации детей в начальной школе. Но не стоит исключать, что существуют и другие причины - факторы дезадаптации учащихся в начальной школе. Выбор именно данных факторов основывался на выбранной теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского.

В процессе работы так же была сформулирована задача по апробации выбранной теоретической модели совместно с методикой диагностики процесса адаптации учащихся в школе в эмпирическом исследовании, т.е. в нашем исследовании. В целом, сложно сказать, имел ли место быть выбранный путь решения этой задачи, но можно с уверенностью утверждать, что данная теория совместно с выбранной методикой вполне конкретно отражают суть исследования.

Используя, метод наблюдения в своем исследовании, мы определили уровень адаптации каждого учащегося, что позволило сделать нам последующие выводы. Именно метод наблюдения позволил нам более точно охарактеризовать различные стороны поведения учащихся, которые в последующем анализе представили нам общую картину по проблеме адаптации детей в начальной школе.

В ходе работы по данной проблеме, нами были выдвинуты рабочие гипотезы, которые помогли нам представить более подробную картину выбранной проблематики. Таким образом, из пяти выдвинутых гипотез, три гипотезы мы подтвердили, а две опровергли, что тык же дало нам некий результат.

После того, как мы провели анализ данных можно сделать следующие выводы: рассмотренные факторы (социальный, психологический, физиологический, тип семьи, возраст) являются факторами, влияющими на процесс адаптации детей в начальной школе. Каждый из факторов имеет свое определенной влияние. Но нашей задачей было определить основной фактор, иначе мы получили бы некую размытость результатов. В конце концов, наше исследование предполагает некую помощь, как преподавателям, так и родителям, т.е. на какие признаки стоит обращать больше внимания при работе или общении с детьми. Таким образом, основным фактором, из всех рассмотренных, является социальный. Если ребенок проявляет активность в общении, познавательной деятельности, достаточно дисциплинирован, преуспевает в учебе, то можно быть уверенным, что процесс адаптации проходит успешно, и нет повода для беспокойств. Стоит заметить, что психологический фактор имеет большое влияние на процесс адаптации. Настроение ребенка, реакции агрессии, гнева, проявление страха являются одними из основных показателями адаптации учащихся. И наконец, физиологический фактор. Он так же влияет на процесс адаптации детей в школе, который не может успешно проходить без двигательной активности и хорошего общего самочувствия ребенка.

Так же нами были рассмотрены факторы возраст и тип семьи. Что касается типа семьи, то как и следовало ожидать, дети из неполных семей имеют уровень адаптации в школе ниже, чем дети из полных семей. Это может обуславливаться тем, что семейная обстановка играет свою роль в мировоззрении ребенка, и как правило, категория неполных семей является нестандартной для общества. По возрастному признаку выяснилось, что дети в 1 классе имеют уровень адаптации ниже, чем дети в 4 классе. Но стоит заметить, что учащиеся 2 и 3 классов имеют уровень адаптации ниже, чем у первоклассников. Данный результат можно объяснить тем, что именно за этот период у детей формируется окончательное отношение к школе, устанавливаются более прочные связи со сверстниками и преподавателями и к 4 классу, процесс адаптации к школьным условиям завершается.

Список литературы

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 2006.

2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.

3. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996.

5. Дичев Т.Г., Тарасова К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 1976.

6. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996.

7. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4.

8. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987.

9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. -- М., 1971.

10. Журнал "Справочник классного руководителя"//URL:http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5618&catalogid=1055 (дата обращения 18.10.11)

11. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Трефилова Е.А. //URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_23.pdf (дата обращения 15.11.11)

12. Круглый стол 13: Социализация молодежи и подростков: проблемы и перспективы Пронина Е.И., ст.н.с. Института социологии РАН, Москва //URL:http://www.isras.ru/abstract_bank/1208430972.pdf (дата обращения 15.11.11)

13. Мир словарей//URL: http://mirslovarei.com/content_psy/adaptacija-960.html (дата обращения 25.11.11)

14. Сайт Академик//URL: http://psychology.academic.ru/4134/ (дата обращения 25.11.11)

Приложение 1

Балл

Показатели адаптации

Выбранный показатель

Настроение ребенка

1

Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

2

Эпизодические проявления снижения настроения

3

Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий

4

Вялость, рассеянность

5

Заторможенность, истерия, плач