1.2 Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский.
Принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные)
Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется)
Принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему)
Принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН)
Принцип прочности (повторение - мать учения)
Принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд)
Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию)
Принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний)
Принцип учета возрастных и индивидуальных способностей
Знания в основном адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.
75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин.
До сих пор самые сильные, одаренные дети учатся в физико-математических классах или классах естественно-научного профиля. Связано это, в первую очередь, с родительским менталитетом, а во вторую очередь, с реальной востребованностью специалистов; программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.
Традиционная технология остается единообразной невариативной
Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку («туннельное образование»)
Приоритет обучения над воспитанием
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны.
В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопределенны, расплывчаты.
Традиционное обучение представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований - ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления ее индивидуальных интересов и творческих способностей.
Методы усвоения знаний основываются на:
сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности)
обучении по образцу
индуктивной логике, от частного к общему
механической памяти
вербальном изложении информации
репродуктивном воспроизведении
внешней оценке результатов
Основной формой учебного процесса является урок
Систематически, последовательно организованный процесс, в котором нет возможности следовать интересу или вопросу разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно.
Рождение нового знания предопределено программой.
Выбор, творчество оказываются вне урока
Процесс обучения как деятельность ТО характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника.
Отсутствует самостоятельное целеполагание (цели обучения ставит учитель)
Планирование ведется извне
Итоговый анализ проводится не учеником, а учителем.
На большей части урока допускается «такое» бездействие ученика или «безделье за партой» (Определение Сухомлинского)
Оценивание деятельности учащихся. В педагогике ТО разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУН по учебным предметам.
Нормы оценивания основываются на подсчете недостатков.
Оценка, отметка - часто становится средством принуждения учителем ученика.
Отметка нередко отождествляется с личностью в целом, делит учащихся на «плохих» и «хороших» (формируется отрицательная Я - концепция)
Конфликт - «двойка» вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении
- Современные концепции обучения.
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- Психолого-педагогическое
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 1. Анализ современных дидактических концепций. Современные дидактические концепции.
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- 4.6. Психолого-педагогические особенности и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Концепция коррекционно-развивающего обучения
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение