1.3 Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.
Однако вплоть до конца XIX в. многие ученые были убеждены в том, что интеллектуальные способности людей даны им с рождения и в течение жизни не развиваются. Такой точки зрения придерживался, например, Ф.Гальтон. В XX в. ситуация изменилась, и абсолютное большинство ученых пришли к выводу о том, что интеллект человека, даже если и имеются его генетические основы, все же может развиваться в процессе жизни человека.
В XX в. изучением интеллекта и процесса его развития занимались многие психологи. В нашей стране широкую известность получили теории развития мышления, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным и В.В. Давыдовым. Рассмотрим проблему развития мышления на примере исследований Ж. Пиаже, который одним из первых предложил теорию развития интеллекта ребенка, что оказало существенное влияние на современное понимание мышления и его развития у человека. Проведя соответствующие эксперименты с детьми разного возраста по решению задач, требующих владения операциями, Пиаже пришел к выводу о том, что мышление детей в процессе его развития проходит через следующие четыре стадии.
Стадия сенсомоторного интеллекта. Она характеризуется наличием у ребенка только элементарной формы мышления - наглядно-действенного. Никаких умственных действий ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще совершать не в состоянии, тем более у него отсутствуют умственные операции в их понимании по Пиаже. Эта стадия интеллектуального развития охватывает период жизни от рождения до примерно двух лет. Она также характеризуется развитием способности ребенка к правильному восприятию и познанию окружающего мира в его инвариантных, устойчивых свойствах [14:76].
Стадия дооперационалъного мышления. Ее характеризует способность детей действовать, решая задачи, не только с реальными материальными предметами, но и с их образами. Однако действия с предметами или образами на данной стадии также еще не объединяются в операции, и ребенок не в состоянии их выполнять в прямом и обратном порядке. Вместе с тем на данной стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации практических действий с предметами и превращение их в умственные действия. На этой стадии интеллектуального развития, по данным Пиаже, находятся дети в возрасте от 2 до 7 лет [15:311].
Стадия конкретных операций. На этой стадии дети уже владеют операциями с конкретными материальными предметами и их образами, причем могут выполнять операции с соответствующими объектами как практически, так и в уме, а сами операции становятся обратимыми. Дети данного возраста (от 7-8 до 11-12 лет) уже не совершают логических ошибок типа феноменов Пиаже, но еще не в состоянии выполнять операции в уме с абстрактными понятиями [15:321].
Стадия формальных операций. Эту стадию отличает умение детей выполнять полноценные, обратимые умственные действия и операции с понятиями и другими абстрактными объектами. Дети соответствующего возраста (от 11-12 до 14-15 лет) владеют логикой, умеют рассуждать, причем их умственные операции не только обратимые, но уже структурно организованы в единое целое. На данной стадии полное развитие получает и словесно-логическое мышление [15:323].
Большое значение придавал развитию мыслительной деятельности ребенка видный педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что основная задача начальной школы состоит в том, чтобы «развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать способными к самостоятельной разумной деятельности». Начальное обучение он как бы разделил на две тесно связанные ступени: пропедевтическую (I и II классы), где в основе лежит родной язык, и систематическую (III и IV классы), где начинается предметное преподавание. С учетом такого подхода к первоначальному обучению Ушинский разрабатывал принципы, методы, организационную форму обучения [21:21].
На первой ступени обучения Ушинский выдвигал принцип наглядности, считая, что дети в этом возрасте мыслят образами, картинками. Им мало доступны отвлеченные понятия. Однако задача учителя состоит в том, чтобы найти пути к сочетанию наглядности и формированию элементов абстрактного мышления. Отсюда Ушинский особое внимание уделял сознательности в усвоении знаний, доступности и прочности усвоения знаний.
Большую роль играет также развитие у детей логического мышления. В старших классах Ушинский ставил вопрос о межпредметных связах, о связи обучения с жизнью, о развитии у детей потребности учиться. По мнению Ушинского, в начальной школе методы обучения должны способствовать развитию у детей активности, самостоятельности, интереса к учению. Он подвергал суровой критике догматический метод обучения, особенно в первые годы учения, когда затрачивается огромное количество времени на бессмысленное заучивание детьми букв, слогов, слов.
Он настаивал на введение в школе аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Он разработал последовательность применения этого метода на уроке. Смысл ее состоял в следующем: сперва идет звуковой разбор, потом письмо, потом чтение написанного, затем чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке, потом чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письме. После осуществляется отыскивание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе. Работа заканчивается сложением слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картоне. Указанная схема позволяет ученикам осмысленно осваивать звуки и буквы алфавита, позволяет осуществлять одновременное изучение звука и буквы с письмом, чтением, быстро формирует навыки устной и письменной речи, а главное - сокращает срок обучения грамоте [20:5].
Много внимания Ушинский уделил разработке методики объяснительного чтения, где дети должны глубоко и осмысленно понять содержание изучаемого материала. Причем учитель должен осознавать разницу усвоения знаний при изучении художественного произведения и научно-деловой статьи. При изучении естествоведческого материала Ушинский рекомендовал проведение экскурсий, опытов, лабораторных занятий.
Не оставил без внимания Ушинский и такой важный вопрос, как структура урока в начальной школе, основные признаки урока. Ушинский выделил такие основные признаки урока: «уменье ...рельефно выставлять вперед главную мысль или главный факт на уроке; обеспечение естественной связи новых знаний с ранее усвоенными детьми... (привязывать к основам, уже прочно укоренившимся знаниям, новые мысли и новые факты); обеспечение возможно более высокой заинтересованности и активности учащихся; обеспечение вполне осмысленного и прочного овладения учащимися знаниями, которые сообщаются во время урока; наличие образцового порядка и дисциплины в классе».
Интересны высказывания Ушинского об урочной системе в подготовительных классах. Он осуждал предметное преподавание в начальных классах. Он считал, что в этих классах обучение надо строить не по предметному принципу. В основе преподавания в этих классах должен быть родной язык. Предметное же преподавание в подготовительных классах приводит к тому, что «каждый из преподавателей заботиться только о том, чтобы знали его предмет, и никто не считает себя обязанным подумать вообще об умственном и нравственном развитии детей». «Предметная система учения, - говорил он о работе в подготовительных классах, - это рак общественного воспитания, и пока вы не излечите этой болезни, то, как не перестраивайте ваши училища - ничего не выйдет хорошего». Хорошо сказано. Думается, не мешало бы и сегодня вспомнить об этом [20:6].
Таким образом, Ушинский считал, что обучение должно носить не только развивающий характер, но и глубоко воспитывающий. Какими бы широкими знаниями не обладал человек, как бы сильно не были развиты его умственные силы, он все же будет неполноценным человеком, если в нем не будут развиты нравственные чувства, нравственные понятия. Все его учебные книги развивали у детей чувство любви к Родине, русскому народу, русскому языку.
- Введение
- 1. Понятие и сущность мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста
- 1.1 Мышление как психологическая категория
- 1.2 Теории мыслительной деятельности и их практическое значение для обучения ребенка младшего школьного возраста
- 1.3 Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения
- 2. Формы и методы активизации мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста
- 2.1 Создание психологического комфорта для первоклассников как фактор развития их познавательной мыслительной деятельности
- 2.2 Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся
- 2.3 Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи
- У младших школьников
- Младший школьный возраст Познавательное развитие младшего школьника
- 1.2 Особенности развития познавательных способностей младших школьников
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 46. Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
- Лекция 8. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
- Учебная деятельность младшего школьника.
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- Тема 8. Психология младшего школьника.