1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
Грамматическое понятие – форма мышления, суть которой состоит в абстрагировании и обобщении существенных признаков языковых явлений. В стандартах и программах по русскому языку для начальной школы предусматривается изучение значительного круга языковых понятий. Эти понятия представляют все ярусы языка. Так, из области фонетики и графики изучаются звуки и буквы, гласные и согласные звуки, ударение, слог. Из области морфемики и словообразования изучаются родственные слова, корень, окончание, приставка, суффикс. Из области лексикологии – слово, синонимы, антонимы, многозначные слова, в некоторых учебниках – историзмы и архаизмы. Из области морфологии изучаются основные части речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, иногда наречие, числительное, союз). Из области синтаксиса изучаются словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения. Во всех современных учебниках изучается текст. Т.о. объем теоретических сведений при формировании языковых понятий достаточно велик. Помимо большого объема трудности в освоении детьми понятий обусловлены следующим:
1) Неумение разграничивать существенные и несущественные признаки языковых явлений;
2) Затруднения младших школьников, связанные с необходимостью осуществлять двойственную абстракцию от конкретных предметов и явлений к лексическому значению, а о него – к грамматическому значению. Эта трудность обуславливается тем, что у детей в этом возрасте часто преобладает конкретно-образное мышление.
Трудности в изучении языковых понятий обусловили особый подход к организации этого процесса: наиболее глобальные понятия изучаются, как правило, не концентрировано, а рассредоточено, поэтапно. М.Р.Львов выделил 3 этапа формирования языковых понятий:
1) Эмпирический. Не вводится терминология, не дается определение понятия, но дидактический материал подбирается таким образом, что школьники могут пронаблюдать за всеми существенными признаками понятия.
2) Теоретический. Вводятся термины и дается определение понятий на уровне дефиниции. В определение входят обычно не все признаки; так, в определение частей речи входит только обобщенное грамматическое значение. Но на теоретическом этапе всегда предусмотрено изучение наиболее простых для освоения детьми признаков и наиболее важных (пр.: у существительных изучаются число и род, у прилагательных – число и род, у глаголов – число и время).
3) Дальнейшего углубления понятия. Обобщаются и систематизируются прежде изученные существенные признаки понятия и осваиваются новые, более трудные для освоения признаки. Этот этап обычно носит интегративный характер, т.е. предусматривает связь грамматических сведений с орфографическим материалом.
Поскольку понятие – форма мышления, изучение понятий целесообразно осуществлять на основе активизации мыслительной деятельности учащихся. В связи с этим изучение любого нового понятия осуществляется в выводной системной логике. Обычно предусматривается такая последовательность:
1) Наблюдение за языковым материалом с целью выявления существенных признаков;
2) Обобщение существенных признаков и формулировка определения;
3) Применение определения на новом языковом материале.
Помимо наблюдения при изучении может быть использован малый лингвистический эксперимент. Использоваться при изучении понятий могут и проблемные ситуации (но они все равно сопровождаются наблюдением).
В системе развивающего обучения Давыдова и Эльконина используются ситуации интеллектуального разрыва (ситуация постановки школьниками учебной задачи в условиях осознания ими недостаточности собственных знаний для решения проблемы).
- 1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
- 2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.
- 3. Методика изучения правил правописания.
- 4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.
- 5. Система орфографических упражнений.
- 6. Условия формирования навыков правописания.
- 7. Грамматическое и антиграмматическое направление в методике обучения орфографии.
- 8. Структура навыка правописания. Специфично-орфографические и общеязыковые операции.
- 9. Развитие орфографической зоркости.
- 10. Особенности изучения орфографии в системе развивающего обучения Давыдова-Эльконина.