logo
Дидактика (ЛЕКЦИИ)

Лекция 8. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников

План: 1.Понятие учебно-воспитательной деятельности.

2.Активизация учебно-познавательной деятельности.

  1. Понятие учебно-познавательной деятельности.

Гносеологической основой обучения является теория научного познания.

Познание - это сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе изменения этой действительности, т.е. в ходе социальной практики. Познание отражает объективный мир в специфически человеческих, субъективных формах, обусловленных практикой и ранее накопленными знаниями.

Познание человека включает в себя три ступени: чувственное отражение, рациональное отражение и практика. Закономерности этой отражательной деятельности представлены в процессе обучения. В одних случаях, учебное познание может начинаться с чувственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. В других, - процесс обучения связан с практическими действиями, выполняя которые учащиеся убеждаются в необходимости овладевать определенными знаниями.

С позиции психологии процесс учения осуществляется на основе следующих этапов: восприятие - осмысление и обобщение знаний - закрепление знаний - применение их на практике.

Восприятие требует внимания и развития наблюдательности; осмысление - навыков анализа, синтеза, обобщения, приемов обоснования, опровержения и т.д.; закрепление знаний предполагает разнообразное повторение и связь старых знаний с новыми, с жизненным опытом; применение знаний - процесс творческий, предполагает аналитическое отношение к науке, учению и реальной деятельности. Отсюда мы получаем три ведущих направления развития личности школьника в процессе обучения:

а) развитие интеллектуальных качеств (свойства ума, памяти, внимания, речи и др.);

б) формирование учебных умений и навыков, на этой основе воспитание культуры учения и самообразования;

в) обучение культуре умственного труда - логическим операциям, самостоятельному получению, обработке использованной информации, творчеству на основе знаний предмета и самого себя.

Учебно-познавательная деятельность – это часть познания человеком мира. Учебно-познавательная деятельность представляет собой единство: 1) чувственного познания, 2) умственной деятельности, 3) практической деятельности.

1. Чувственное познание. Чувственное отражение является необходи-мой ступенью научного и учебного познания. Чувственное отражение связано в первую очередь с деятельностью первой сигнальной системы и базируется на сигналах, поступающих непосредственно от предметов и явлений действительности. Немаловажную роль при этом играет и вторая сигнальная система. Особенно это имеет значение для восприятия и наблюдения. Вторая сигнальная система связана с действительностью не непосредственно, а через обобщения, которое содержатся в слове, речи.

Поэтому любое восприятие предмета человеком - это не просто зеркальное отражение его в мозгу, но и осмысливание, обозначение словом, соотнесение воспринимаемого предмета к какой-то группе предметов. В чувственном познании важно правильное взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Чувственное отражение связано с ощущениями, восприятием и формированием представлений. Это сложный психологический процесс, который осуществляется  и протекает по следующей схеме:

ощущения -> восприятие -> представление -> понятие.

Чувственное отражение осуществляется на основе сенсорной информации. Окружающий мир воздействует на человека через различные сигналы, которые сначала воспринимаются на уровне ощущений и восприятия, а затем отражаются в сознании в виде представлений.

2. Умственная деятельность. Переход от чувственного к рациональ-ному осуществляется в виде диалектического скачка как сложное качественное изменение. В процессе усвоения знаний происходит движение от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от знания неполного к более полному.

Характеризуя чувственное и рациональное как ступени познания, следует подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. В процессе чувственного познания в форме ощущений, восприятий и представлений отражается единичное, непосредственно данное. Поэтому умственная деятельность связана с осмыслением, пониманием и обобщением полученной информации. Здесь отрабатываются разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Умственная деятельность представлена видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Развитие мышления идет от конкретных образов к обобщенным понятиям, обозначенным словом.

Усвоение понятия означает осознание его содержания, умение выделять существенные признаки, точно знать границы понятия и его место среди других понятий. Здесь можно выделить последовательность этапов усвоения понятия:

- конкретное единичное использование понятия;

- выделение понятий из круга родственных понятий, но не различение при этом существенных и несущественных признаков;

- определение обобщенных существенных признаков без умения широкого употребления понятия;

- выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

В младшем школьном возрасте мышление ведет за собой развитие личности. Все психические процессы (внимание, память, восприятие и др.) подчинены логике формирования процессов мышления. Каково мышление ребенка, такова его психика. На рациональной ступени познавательной деятельности формируются знания, которые представлены в основных формах логического мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

3. Практическая деятельность. В учебном познании практика – необхо-димое условие и средство усвоения накопленного человечеством общественно-исторического опыта. Практика в учебно-познавательной деятельности учащихся не является заключительной частью учебного познания, она сопровождает все ступени процесса усвоения знаний и связана не только с переработкой знаний, но и их получением. На этой ступени познания формируются навыки и умения

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они "обрастают" умениями и навыками, "перерастают" в них. Умения и навыки - это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе - это знания в действии.

Умения - это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык - это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:

1) интеллектуальные (познавательные) умения и навыки - умственные действия и операции;

2) практические (специальные, общеучебные) умения и навыки - связаны с внешними "материализованными" способами деятельности.

Умения и навыки бывают:

а) репродуктивными - простые, зеркально-воспроизводящие навыки и умения;

б) продуктивными - осмысленные, поисково-творческие навыки и умения.

Учебная деятельность представляет собой систему познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач. С одной стороны, учебная деятельность совершается по законам человеческого познания, т.е. подчиняется общим закономерностям психического отражения, характеризуя тем самым природную сущность познавательных процессов человека. С другой стороны, - организация учебной деятельности в определенную учебно-познавательную систему, с целью воздействия на целенаправленное познание ребенком окружающего мира, становится уже средством управления учебным познанием.

Поэтому учебная деятельность как процесс имеет следующие стадии:

1. Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимися исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности к реализации цели и программы, предлагаемой учителем.

2. Исполнительская часть учения - деятельность учащихся по получению знаний, умений и навыков. Учитель ведет учащихся через их собственные усилия, действия к определенному, желаемому для него образцу. Учащиеся приобретают первичные умения и навыки, связанную с ними информацию, затем сопоставляют все это со своим опытом, знаниями, убеждениями и т.д. Если первая часть обучения - восприятие и осмысление информации - в основном пассивна, то вторая часть обучения - включение ее в собственный опыт - требует активности ученика.

3. Коррекция учебного процесса - осуществляется через самостоятельную работу, самоупражнения, самотренировки, консультации и т.д. При этом коррекция учебной деятельности может выноситься за пределы урока (самообразование, исследовательская деятельность школьника вне учебного процесса).

4. Контрольная часть учения включает в себя получение учителем информации о качестве учения и изменениях в духовном мире школьника (то есть данные об усвоении ведущих идей, главных умений и навыков, а также показатели обучаемости и воспитанности школьника).

Таким образом, учебно-познавательная деятельность подчинена общим закономерностям человеческого познания и представляет собой отражательную деятельность по получении информации, переработке и применению ее в жизни.

2. Активизация учебно-познавательной деятельности.

Определяющими условиями учебной деятельности как деятельности учения являются ее цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников.

Мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Мотивация познавательной деятельности связана с побуждениями, вызывающими активность учащихся по ее освоению. Проявляется в виде потребностей, мотивов, эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний, интересов и т.п.) и установок в поведении.

Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению.

Познавательная активность - это деятельностное состояние ученика (познавательный отклик, поиск, инициативность), которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Познавательная самостоятельность - активный поиск, отбор (ориентировочные действия), оперирование способами для решения задачи, собственные пути к цели, критический подход к материалу, слияние стремления и умения действовать самостоятельно.

Активность и самостоятельность ученика будет зависеть от того, насколько содержание, способы выполнения задания побуждают к поиску заключенного в нем затруднения, вызывают интерес к содержанию или результату работы. Это достигается средствами активизации его учебного познания.

Активизация обучения - эта система действий учителя, создающего стимулы и побуждающего учащихся сознательно включаться в работу.

Активизация учения - это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач.

Активизация учебного процесса в начальных классах может осуществляться посредством системы средств управления (содержание, методы, средства, организационные формы, виды и типы обучения), мотивации, общения, технологий обучения, личности учителя и т.п.

Наиболее распространенным из этих мер воздействия на учебно-познавательную деятельность младших школьников являются:

1. Увеличение наглядности - чем больше органов чувств участвуют в восприятии, тем восприятие глубже.

Наглядность - это окружающий мир, который действует на органы чувств в виде разнообразных сигналов (например, звук, тепло, вибрация). Виды наглядности:

а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);

б) слуховая наглядность (виды звуков - шумовые и музыкальные; основные свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр; виды слуха - звуко-высотный, мелодический, гармонический, тембровый, речевой и т.д.);

в) кожно-тактильная наглядность (качества и свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);

г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, горький, соленый);

д) наглядность обоняния (различие запахов);

е) опосредованная наглядность (внутренний эмоционально-образный и духовный мир ребенка. Например, фантазия, образные представления, мечта);

ж) экспериментальная, искусственная наглядность (лабораторные опыты, упражнения);

з) символическая наглядность (опорные сигналы, звуковые системы, как схемы, модели, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства).

2. Успешность обучения зависит от мотивации, которая определяется системой стимулов (поощрение, наказание) с целенаправленным воздействием на эмоционально-волевую сферу ребенка (интересы, чувства, желания, готовность и т.д.).

3. Обучение должно опираться на жизненный опыт детей, на их жизненные представления. Если школьник не осмыслил информацию и в его сознании не возникло жизненных ассоциаций, то такой материал будет только "вызубрен".

Взаимосвязь обучения с жизненным познавательным опытом учащихся оказывается одновременно:

а) средством организации их учебно-познавательной деятельности;

б) способом совершенствования познавательных усилий школьников, направленных на овладение социальным опытом во всем богатстве его проявлений;

в) условием развития личности каждого школьника.

4. Познание ребенка должно опираться на опосредованную наглядность (воображение, фантазия, воспоминание), которая представлена внутренними конкретно-зрительными образами. (Так, например, ребенок должен не только знать, но и представлять, как движется поезд, самолет). Недостаточная активность наглядно образного мышления в дальнейшем может затруднить понимание сложной предметной ситуации (например, задача с бассейном и двумя трубами). Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе все словесные описания необходимо переводить в опосредованную (внутреннюю) наглядность (решать задачи о пешеходах в графическом виде, через рисунок), так как более сложные предметные ситуации и обобщенные понятия в различных типах и классах учебных задач могут стать вовсе непосильными.

5. Активизация учения может зависеть от введения внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи способствуют опережающему ознакомлению детей с новым материалом или изучению содержания одного учебного предмета крупными блоками. Межпредметные связи объединяют разнопредметный учебный материал на основе единства темы, объекта познания, общей проблемы.

6. Одним из путей активизации учебно-познавательной деятельности является использование проблемного обучения, где могут найти применение следующие методы: проблема, проблемная ситуация, проблемная беседа, проблемное изложение, проблемная задача.

7. Активизация учения создается от слияния чувственного познания с практической деятельностью детей.

8. Активизация может быть связана с творческой переработкой в сознании детей получаемой информации.

9. Особое внимание в обучении уделяется различным видам самостоятельных работ учащихся.

10. Учителя с успехом используют чередование различных средств обучения (книги, кино, компьютер) и видов деятельности (игры, труд, творчество).

Чувственное познание и практическая деятельность взаимосвязаны между собой посредством организации и управления предметной деятельностью и общением, которые в одинаковой степени влияют на умственную, эмоционально-волевую и личностную сферы. Такое единство в учебном познании дает возможность комбинировать и сочетать различные способы активизации по усмотрению учителя. Здесь основной смысл управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников состоит в том, чтобы пробуждать активность восприятия ребенка на уровнях чувственного познания и практической деятельности и переводить внешнюю информацию во внутренний план деятельности.