logo
Активизация интегративной деятельности мозга у детей с задержкой психического развития через ознакомление с окружающей средой

2.1 Цель, задачи и организация исследования

психический задержка отклонение интеллектуальный

Целью исследования является изучение особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. изучение анамнестических данных,

2. подбор диагностических методик,

3. проведение экспериментального исследования,

4. качественный и количественный анализ данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №85". В нем приняло участие 20 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Список детей представлен в приложении 1.

Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам:

Методика №1. "Классификация" [21]

Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления

Материал: Набор 40 предметных картинок, по 5 в каждой из 8 классификационных групп: мебель (стол, стул, кровать, шкаф, диван); одежда (платье, пальто, брюки, юбка, кофта); игрушки (кукла, матрешка, пирамидка, плюшевый медвежонок, мяч); овощи (помидор, огурец, картофель, морковь, капуста); фрукты (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива); дикие животные (заяц,, медведь, волк, белка, лиса); домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза); транспорт (автобус, троллейбус, самолет, теплоход, машина).

Ход исследования

Воспитатель дает ребенку стопку картинок и говорит: "Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь". Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: "Каким словом можно назвать все картинки в каждой группе и почему". О картинках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: "Почему ты эти картинки никуда не положил?".

Критерии оценки заданий:

Высокий уровень - 3 балла - правильно выполняет задание.

Средний уровень - 2 балла - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

Низкий уровень - 1 балл - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 2. "Рассказы о временах года" (Е.Л. Гончарова) [4]

Цель. Способность восстанавливать временной контекст описанного в тексте события.

Стимулъный материал для введения в задачу.

Тексты, в которых называются самые яркие и существенные приметы разных времен года.

"На улице жарко. Катя надела купальник и побежала купаться. Катин щенок побежал вместе с ней на реку. Собака тоже залезла в воду и долго плавала".

Стимульный материал для основной части исследования

Первый уровень сложности

Тексты, в которых сообщения о времени года даются как бы вторым планом, на фоне развития сюжета.

"У Кати сегодня хорошее настроение. Катя и Вова гуляли с собакой Тобиком и увидели первые цветы. Вова сорвал один цветок и подарил его Кате".

Второй уровень сложности

Тексты, в которых сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а некоторые места текста могут породить у детей противоречащие друг другу гипотезы.

"Коля посмотрел в окно. На улице шел дождь. Было мокро и скользко. Дома было тепло и уютно. На елке висели разноцветные шары".

Третий уровень сложности

Тексты, в которых информация о сезоне вводится через ряд дополняющие друг друга многозначных по своему характеру определений. Определение времени года, в которое происходят описанные в тексте события, потребует от ребенка суммирования информации, извлеченной из разных мест текста.

* "Лена и Оля хотели купить мороженое. Они посмотрели в окно. На улице шел дождь. Девочки взяли зонты, надели плащи и вышли на улицу. На улице было холодно. Деревья стояли голые".

* "Деревья и трава еще зеленые. Сыроежки и опята появились в лесу. Вова взял корзинку и ножик и пошел в лес за грибами".

Проведение исследования

Требуется определить, в какое время года происходят описанные в тексте события.

Обработка результатов

Виды помощи

1. Указывается на ошибку и предлагается выполнить задание еще раз.

2. Предлагается обратить внимание на содержание текста, которое не было учтено ребенком в предыдущих пробах.

3. Предлагается и обсуждается с ребенком правильный ответ.

Критерии оценки заданий:

Высокий уровень - 3 балла - дети самостоятельно справляются со всеми заданиями, имеют четкие представления о временах года.

Средний уровень - 2 балла - - дети справляются с заданиями первого и второго уровня сложности, однако извлекать и суммировать информацию из текстов с многозначными по своему характеру определениях не могут; представления о временах года недостаточно сформированы; самостоятельно выполняют после оказания помощи стимулирующего характера или наводящих вопросов.

Низкий уровень - 1 балл -- дети справляются с заданием первого уровня сложности или не справляются ни с одним заданием; временные представления несформированы; самостоятельно выполняют первое задание после наводящих вопросов или обсуждают правильный ответ.

Баллы по всем заданиям суммируются. По общему баллу определяется уровень развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста:

Высокий уровень - 6 баллов;

Средний уровень - от 4 до 5 баллов;

Низкий уровень - от 2 до 3 баллов