logo
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

7. Взаимодействие педагогов в ходе организации образовательного процесса: формы, условия эффективности

Педагогическое взаимодействие - универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса[6].

  • В совместной деятельности можно выделить некоторые стратегии межличностных взаимодействий: сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон; одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу; уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности; одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели (такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме).
  • Все вышеперечисленные формы взаимодействия имеют место в ежедневной школьной практике.
  • Таким образом, развивать тип взаимодействия учитель-учитель необходимо, т.к. он способствует совершенствованию профессионального уровня, укреплению межличностной основы коллектива и, как результат, создание высокопрофессионального, работоспособного коллектива педагогов.