logo
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

3. Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе. Установки и ценности педагога

Система взаимодействия в образовательном пространстве - сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности[5].

  • Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях. Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.
  • Установка - устойчивая склонность человека, побуждает его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по всем объектам и ситуациям, отражает состояние личности на основе взаимодействия между потребностями и их удовлетворением, обеспечивает легкость, автоматичность и целенаправленность поведения.
  • Установки могут быть как положительными (поведение школьника, основана на его положительном отношении к учителю), так и негативными, предвзятыми (отношение учителя к ученикам, которые не успевают, еще и нарушают поведение)[5].
  • Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
  • В рамках личностно-ориентированного образования ведущим компонентом системы профессионально-педагогических ориентаций является принятие любви, человеколюбия, т.е. гуманизма как высшей ценности[5].
  • Это предполагает уважение к ребенку, предоставление ему возможности обучаться в соответствии с его способностями, предусматривает диалогическое общение с учеником как субъектом педагогического процесса, установку на сохранение его психического и физического здоровья.
  • Таким образом, профессионально значимые ценности - это те ценности, которые определяют стремление учителя реализовать личностно - ориентированное образование: гуманистическое взаимодействие, саморазвитие, свобода, активность, сопереживание, взаимопомощь, сотворчество, общение и т. д.
  • Неумение педагога обосновать свое поведение с точки зрения ведущей ценности, рассогласование декларируемых установок и поступков иногда может быть причиной искажения понимания его требований учениками.