Акселерация у подростков-спортсменов

курсовая работа

2.2 Характеристика выборки и методов исследования

Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы диагностики:

Опросник для самооценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко, приложение 1);

"Уровень субъективного контроля" (УСК, модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера, приложение 2).

Опросник самооценки настойчивости является моношкалой, измеряющей уровень выраженности такого личностного качества как настойчивость. Состоит из 18 утверждений, на которые необходимо ответить "да" или "нет".

Методика "Уровень субъективного контроля" представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений. В исследовании мы использовали следующие шкалы: общий уровень интернальности, интернальность в сфере достижений, интернальность в сфере неудач.

Выборку составили подростки - акселераты, критерий отбора кандидатов в контрольную и экспериментальную группы: экспертный опрос преподавателей (учителей средней школы, тренеров). В ходе экспертного опроса преподавателей просили оценить подростков на наявность акселерации психического развития. Критерии:

достаточный уровень ретрофлексии (самосознания);

сформированность эмоционально - волевой сферы (умение регулировать свои эмоции, произвольная регуляция поведения и деятельности).

Таким образом, выборку составили подростки - акселераты с ускоренным психическим развитием.

Экспериментальная группа: 15 подростков, занимающихся волейболом (15 девушек в возрасте 12-14 лет). Контрольная группа: 15 подростков, не занимающихся спортом, учащиеся 8 класса (девушки, возраст 13-14 лет).

В ходе исследования данные у контрольной и экспериментальной сравнили с помощью Т - критерия Стьюдента.

Делись добром ;)