Введение
В последние 150 лет учеными было отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией. Оно наблюдается во многих странах Европы, в том числе и в России. Такое распространение дало возможность ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные научные труды. В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю.Е. Вельтищева, Г.С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению с предыдущим поколением. В бытовом понимании под акселерацией чаще всего подразумевают более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных.
Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созреваний организма и социализацией личности.
Среди основных причин акселерации можно указать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
Объект исследования: явление акселерации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: акселерация и психическое развитие подростка, влияние спорта на здоровье и развитее детей.
Цель исследования: изучить феномен акселерации, ее влияние на физическое и психическое развитие подростка, исследовать влияние спортивных занятий на психоэмоциональное состояние детей, занимающихся спортом. Задачи исследования:
1. Определить понятие "акселерация", описать теории акселерации.
2. Изучить влияние акселерации на психическое развитие ребенка.
3. Изучить влияние спорта на здоровье и развитие детей.
4. Определить психологические особенности игры в волейбольной команде.
5. Исследовать уровень настойчивости и интернальности подростков, занимающихся волейболом, сравнить результаты с показателями настойчивости и интернальности у подростков, не занимающихся спортом.
Гипотеза исследования: занятия спортом способствуют формированию некоторых личностных качеств: у подростков, занимающихся спортом выше уровень интернальности и настойчивости, чем у подростков, не занимающихся спортом.
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование темы
- 1.1 Понятие "акселерация", ее особенности. Теории акселерации
- 1.2 Акселерация и психическое развитие ребенка
- 1.3 Влияние спорта на здоровье и развитие детей
- Глава 2. Исследование уровня настойчивости и интернальности у подростков, занимающихся волейболом
- 2.1 Психологические особенности игры в волейбольной команде
- 2.2 Характеристика выборки и методов исследования
- 2.3 Результаты исследования
- Заключение