1.2 Акселерация и психическое развитие ребенка
Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков. [1]
В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, подросток может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к "взрослому", когда он, по сути, психологически остается ребенком. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности - все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. [10]
Акселерация развития делает подростковый период особенно трудным, усугубляя его физические и социопсихологические особенности.
Акселерация по типу интенсификации ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я является наиболее неблагоприятным вариантом. Сюда относятся случаи, когда предпубертатная и даже первая пубертатная фазы начинаются своевременно, без признаков ускоренного развития, а затем (в 13-15 лет) подросток скачком, за 1-2 года, проходит вторую и третью пубертатные фазы и в 14-16 лет оказывается уже в постпубертатном периоде и выглядит, как взрослый. В этих случаях подростковый период нередко сопровождается выраженными вегетативно-эндокринными расстройствами (сердцебиения, колебания артериального давления, "беспричинный" субфебрилитет, нарушения сна от бессоницы до повышенной сонливости, волчий аппетит, жалобы на чувство жара, ознобы, повышенную потливость, ортостатические явления, непереносимость жары и духоты). К этому присоединяются аффективные нарушения - маломотивированные колебания настроения, взрывчатость, конфликтность.
Акселерация, особенно выраженная или по типу интенсификации, является одним из факторов, предрасполагающих к нервно-психическим нарушениям. Среди подростков с различными психопатоподобными расстройствами акселерация встречается значительно чаще, чем в общей популяции. Она способствует также острым дебютам эндогенных психозов в 10-12 лет [8].
Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации - ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.
И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала - рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость - направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения. [5]
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование темы
- 1.1 Понятие "акселерация", ее особенности. Теории акселерации
- 1.2 Акселерация и психическое развитие ребенка
- 1.3 Влияние спорта на здоровье и развитие детей
- Глава 2. Исследование уровня настойчивости и интернальности у подростков, занимающихся волейболом
- 2.1 Психологические особенности игры в волейбольной команде
- 2.2 Характеристика выборки и методов исследования
- 2.3 Результаты исследования
- Заключение
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 11-12 лет
- 2.2 Акселерация подростков
- 2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
- Акселерация
- Акселерация и детский спорт
- 2.10. Акселерация и ретардация развития детей и подростков
- Акселерация и ретардация развития
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 14.1. Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков