Акселерация у подростков-спортсменов

курсовая работа

1.2 Акселерация и психическое развитие ребенка

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков. [1]

В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, подросток может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к "взрослому", когда он, по сути, психологически остается ребенком. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности - все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. [10]

Акселерация развития делает подростковый период особенно трудным, усугубляя его физические и социопсихологические особенности.

Акселерация по типу интенсификации ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я является наиболее неблагоприятным вариантом. Сюда относятся случаи, когда предпубертатная и даже первая пубертатная фазы начинаются своевременно, без признаков ускоренного развития, а затем (в 13-15 лет) подросток скачком, за 1-2 года, проходит вторую и третью пубертатные фазы и в 14-16 лет оказывается уже в постпубертатном периоде и выглядит, как взрослый. В этих случаях подростковый период нередко сопровождается выраженными вегетативно-эндокринными расстройствами (сердцебиения, колебания артериального давления, "беспричинный" субфебрилитет, нарушения сна от бессоницы до повышенной сонливости, волчий аппетит, жалобы на чувство жара, ознобы, повышенную потливость, ортостатические явления, непереносимость жары и духоты). К этому присоединяются аффективные нарушения - маломотивированные колебания настроения, взрывчатость, конфликтность.

Акселерация, особенно выраженная или по типу интенсификации, является одним из факторов, предрасполагающих к нервно-психическим нарушениям. Среди подростков с различными психопатоподобными расстройствами акселерация встречается значительно чаще, чем в общей популяции. Она способствует также острым дебютам эндогенных психозов в 10-12 лет [8].

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации - ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.

И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала - рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость - направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения. [5]

Делись добром ;)