logo
Акселерация у подростков-спортсменов

1.3 Влияние спорта на здоровье и развитие детей

При занятиях спортом перед детским организмом стоят две задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям, а также осуществить функции нормального роста и созревания, т.е. на организм юных спортсменов падает двойная нагрузка. И хотя методически правильное осуществление первой задачи значительно содействует решению второй, необходимо подчеркнуть, что если при занятиях спортом не учитывать возрастные анатомофизиологические особенности организма детей и своеобразие их реакции приспособления к мышечным нагрузкам, то неадекватные по объему, интенсивности и характеру физические упражнения могут повлечь за собой перегрузки, нарушения в гармоничности развития, возникновение той или иной патологии.

Акселерация, расхождение паспортного и биологического возрастов ставят ряд вопросов, в том числе о снижении возрастных сроков начала занятия спортом, о необходимости учета индивидуальных особенностей каждого при регламентировании физических нагрузок, при определении нормативов физической подготовленности, при оценке функционального состояния и двигательных способностей с целью отбора и спортивной ориентации. Одним из существенных критериев гармоничности развития является соответствие между ростом тела и размерами сердца, его объемом. Длина тела коррелирует с диаметром сердца, а масса тела с поперечным размером сердца. Функциональные исследования деятельности сердца показывают, что величины объема сердца у современных подростков (13-15 лет) прямо и тесно корреляционно зависят от тотальных размеров тела (длины, массы тела, площади поверхности тела). Коэффициент корреляции колеблется от 0,435 до 0,912, и зависит от уровня и характера мышечной деятельности: у детей-спортсменов коэффициент от 0,8 до 0,9, а у сверстников, не занимающихся спортом, от 0,4 до 0,7. Одним из показателей здоровья детского организма является его естественная подвижность. [4]

Двигательная активность - биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность.

Это связано прежде всего с увеличением роста и развития современных детей, а также с явлениями гипокинезии и ранней спортивной гиперкинезии (чрезмерных нагрузок) С одной стороны акселерация - положительное явление, с другой - часто приходится наблюдать негармоничные, асинхронные ее проявления, обусловленные неравномерностью роста и созреванию органов и систем.

Общепризнанна профилактическая и лечебная роль физических упражнений. Между тем установлено, что всякого рода нарушения функций организма наших детей объясняются все более распространяющейся гипокинезией.

Двигательный дефицит у детей может приводить к выраженным функциональным нарушениям. Отмечена прямая связь между гипокинезией и снижением активности многих ферментов, влияющих на характер биохимических превращений в организме. Происходит отчетливое снижение общей устойчивости детского организма к простудным факторам. Наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты. выносливости), сужение диапазона функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. В любом возрасте можно ликвидировать и гипокинезию, и ее отрицательные последствия.

Наилучший способ повышения двигательной активности - правильное, соответствующее возрасту физическое воспитание. Уже в грудном возрасте необходимо регулярно применять важные элементы физической культуры - гимнастику и массаж.

Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через центральную нервную систему. Нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических физических упражнений.

Физкультура оказывает положительное влияние на организм не только здоровых детей. Особенно важное значение она имеет для ослабленных и больных детей. Физические упражнения, применяемые для детей в соответствующей дозировке и по специальной методике, улучшают деятельность органов и тканей, изменяют обмен веществ, вызывают усиление окислительных процессов, улучшают состав крови, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, совершенствуют компенсаторные механизмы, которые так необходимы больному организму. Физические упражнения всех возрастных групп подбирают с учетом их физического и психического развития.

Исследователи отмечают воздействие спорта на функциональные системы, ответственные за рост и развитие растущего организма. Трофические и пластические процессы в организме вообще и в опорно-двигательном аппарате, в частности, составляют основу ведущей для прогрессивной стадии онтогенеза закономерности - неуклонного увеличения размеров тела.

Возрастные, половые и индивидуальные особенности физического состояния человека в пубертатных периодах (препубертат, пубертат и постпубертат) в значительной степени предопределяются различиями силы по отношению к процессам возбуждения гипоталамического центра репродуктивной функции. Механизмы роста и развития осуществляется в результате реализации генетической программы этих различий и корригирующих воздействий внешней среды.

Поэтому должны адекватно решаться такие вопросы физического воспитания и спорта, как физкультурно-спортивная ориентация, определение возрастных рубежей сенситивных периодов и этапов спортивной подготовки, индивидуализация двигательных режимов. [12]

Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов, не ранним, а своевременным. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма.

Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить спортивные достижения. При больших психоэмоциональных напряжениях и низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие функций сердца. Имеются данные о том, что мальчики, начавшие заниматься плаванием в 10-13 лет, выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев, а начавшие заниматься в 6-9 лет - только в 12.5% случаев.

При систематических занятиях физическим упражнениями в период от 7-8 до 10-11 лет существенно увеличиваются аэробные возможности организма, особенно при работе 70-80% мощности от максимальной. Аэробные возможности (потребление кислорода на единицу массы тела) и аэробно-анаэробные возможности у мальчиков быстрее нарастают и возрасте 9-10 лет, а у девочек - на 1 - 2 года позже (в 11 - 12 лет). На начальных этапах адаптации детей к физическим нагрузкам их аэробные возможности особенно зависят от увеличения объема легких и внешнего дыхания. Удельный вес показателей вентиляционной системы на этих этапах составляет от 37 до 92%.

Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают неспецифическую резистентность юных спортсменов к простудным заболеваниям и вирусным инфекциям. Многолетние наблюдения за девочками, начавшими заниматься художественной гимнастикой с 7 лет, показали, что за прошедшие 3 года тренировок острые респираторные заболевания у них встречались в 3 раза реже, чем у нетренированных сверстниц, почти в 3 раза было меньше количество дней нетрудоспособности. Количество заболеваний гриппом и количество при этом дней нетрудоспособности у них было на 1/3 меньше, чем в контрольной группе нетренированных девочек. Величины средней продолжительности болезни были ниже у юных гимнасток. [7]