1.1 Понятие "акселерация", ее особенности. Теории акселерации
Самому термину "акселерация" чуть больше семидесяти лет - его предложил в 1935 году немецкий врач Е.М. Кох. Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь "ускорение") было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях. Явление акселерации наблюдается в США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека.
В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам). Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13-20% и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с созреванием школьников. Определение школьной зрелости учащихся детей позволит своевременно организовывать группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно при условии адекватной учебно-воспитательной работы.
К эпохальным (или долговременным - long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др.
В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:
Увеличение длины и веса новорожденных детей (на момент исследования (1979 г.), в среднем на 1-2 кг и 4-5 см больше показателей 30х годов того же столетия).
Более раннее прорезывание зубов и смена их на постоянные (на 1-2 года).
- Более раннее окостенение скелета (на 2-3 года раньше, чем в 20-30 годы 20 в.) - Увеличение общего роста на 8-10 см. по сравнению с предыдущим поколением.
- Ускорение роста детей школьного возраста, более раннее половое созревание (в 11-12 лет у мальчиков).
Эти признаки приводят в своих работах Ю.Е. Вельтищев и Г.С. Грачева. И.М. Воронцов и А.В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.
При междувременных сопоставлениях перестройка телосложения детей и подростков, испытывающих на себе акселерацию, проявляется узкогрудостью, узкоплечием, сужением поперечных размеров головы и лица. Сужение пропорций тела может происходить за счет верхних сегментов тела - ширины плеч или нижних сегментов - ширины таза. Перечисленные особенности характерны для лептосомных пропорций тела. Поэтому сдвиг в их сторону может быть обозначен как лептосомизация. Уменьшение же при этом массивности тела и поперечных размеров головы и лица позволяют видеть в лептосомизации одно из проявлений працивилизации. Лептосомизация свидетельствует о дисгармоничности акселерации: активизация роста тела в длину сопровождается подбором по поперечным и обхватным размерам тела.
акселерация волейбольная команда подросток
Акселерация проявляется не только на изменении длины и массы тела, лептосомизации телосложения и церебрализации, но и на функциональных особенностях развития, в частности на репродуктивной (начало полового созревания) и двигательной функциях.
Четкими критериями полового созревания девочек служит появление первой менструации (менархе), а у мальчиков - первого семяизвержения (спермархе). Сроки появления менархе лучше изучены, имеется большая статистика для разных популяций и разных временных периодов. Для возраста менархе характерно его снижение от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению.
И.М. Воронцов и А.В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом. [6]
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого-биологическом, биосоциальном и социобиологическом. В первом случае ведущую роль играют экологические факторы, тогда как во втором - генетические (эффект гетерозиса), и социально-экономические условия жизни человека в последнем уровне. Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.
Учеными (в частности Ю.П. Лисицыным) было предложено несколько теорий, объясняющих появление акселерации. Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.
Общепринятой точки зрения относительно причин, вызвавших это явление, наукой до сих пор не сформировано, хотя гипотез и предположений было выдвинуто немало. Многие ученые считают определяющим фактором изменения, связанные с характером питания. Количество полноценных белков и натуральных жиров (потребляемых в расчете на душу населения) возросло. Более регулярно в течение всего года люди едят фрукты и овощи; мать и ребенок получают значительно больше витаминов. Происходит перестройка рациона питания. Например, при сравнении 1909 и 1974 годов (США): потребляемые жиры раньше имели преимущественно животное происхождение, в современных условиях 80% потребностей покрывается растительными жирами; раньше белки наполовину имели животное происхождение, теперь две трети потребностей организма обеспечивается этими белками; углеводы потреблялись в основном в виде картофельного и зернового крахмала, теперь их объем снизился, потребляются очищенные сахара. Продукты питания нередко теперь содержат в больших количествах гормоны, антибиотики, консерванты. Одни из этих факторов способствуют акселерации роста (современный рацион питания), другие - вызывают ретардацию.
Гелиогенная гипотеза (ее, кстати, выдвинул немецкий школьный врач Е. Кох, который и ввел в начале 30-х гг. термин "акселерация") отводит весьма существенную роль воздействию на ребенка солнечных лучей: дети теперь много занимаются спортом на свежем воздухе; одежда стала более свободной, легкой; возросла освещенность жилищ, - в общем, в настоящее время дети больше подвергаются действию солнечной радиации. (Но почему тогда в северных странах акселерация шла не меньшими темпами, чем в южных? И почему она сильнее проявлялась в городах, а не в сельской местности, где дети бывают на солнце как раз больше?)
Наряду с улучшением питания важной причиной акселерации считают общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве, что связано с успехами медицины.
Развитие науки и технический прогресс привели к появлению множества новых факторов, воздействующих на человека. Речь идет о химических веществах, применяющихся в промышленности, сельском хозяйстве, быту, о новых лекарственных средствах с невыясненными побочными влияниями, о малых дозах ионизирующих излучений. Не оказывает ли все это стимулирующего влияния на организм?
Связывают акселерацию и с раздражающим воздействием факторов городской жизни. Сюда относят обильное искусственное освещение (включая рекламу); воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио - и телевизионных станций, городской шум и движущийся транспорт.
В числе объяснения причин акселерации генетический фактор (эффект гетерозиса) занимает видное место. В человеческом обществе явление гетерозиса социально опосредовано: распад традиционных изолятов, увеличение брачного радиуса (расстояния между местами рождения супругов) связаны с развитием средств сообщения, миграцией населения, урбанизацией. Выход за рамки привычного круга брачных связей требует, наконец, определенной эволюции сознания, отказа от сословных предрассудков, преодоления имущественного и религиозного барьера.
Одним из недостатков этой теории является обнаружение фактов, свидетельствующих о прекращении дальнейшего ускорения роста и развития в группах населения, где проявления гетерозиса, благодаря все более широкому распространению смешанных браков и все большему смешению ранее изолированных социальных групп, должны приводить к значительному усилению этого эффекта. Кажущееся противоречие нашло объяснение. Оказалось, что существует определенная мера генетического несходства родителей, при которой ростовые процессы активируются. При недостатке этой меры или ее превышении активации роста не происходит. [11]
Несмотря на то что общепризнанной гипотезы пока не существует, можно сказать, что в любом случае несомненна ведущая роль социальных условий.
Может ли акселерация продолжаться бесконечно? По мнению некоторых исследователей, дальнейшее увеличение средней длины тела не перейдет установившуюся на протяжении веков верхнюю физиологическую норму (около 180 см). Имеются данные, согласно которым темп акселерации замедлился и наступает период стабилизации - главным образом в тех странах и в тех районах нашей страны, где она раньше началась. [9]
Было бы вредным преувеличивать физиологические возможности возраста; при отсутствии твердо установленных данных, подтвержденных многолетними исследованиями, главным принципом должна быть осторожность, стремление никоим образом не повредить ребенку. С другой стороны, искусственное сдерживание возможностей детей (и прежде всего активности - физической или интеллектуальной, - проявляемой ими самими) также не может быть признано разумным.
Иными словами, нельзя чрезмерно торопить как физическое, так и умственное развитие детей, непродуманно увеличивать по объему и усложнять их деятельность. Исследования показывают, что дети уже в 6 лет способны к систематическому обучению. Весь вопрос в том, где, в каких объемах и каким способом их учить. По уровню своего развития 6-летние во многом отстают от 7-летних. Поэтому школьное обучение, начатое в 6 лет, не может быть копией того, которое начинается в 7 лет, - шестилеткам нужны особые условия. То же можно сказать и о физических нагрузках.
Итак, речь идет не просто о новой шкале отсчета лет ("шесть - это то, что раньше было восемь"), а о том, чтобы тщательно взвешивать возрастные и индивидуальные возможности ребенка и давать ему развить эти свои возможности в полной мере. [13]
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование темы
- 1.1 Понятие "акселерация", ее особенности. Теории акселерации
- 1.2 Акселерация и психическое развитие ребенка
- 1.3 Влияние спорта на здоровье и развитие детей
- Глава 2. Исследование уровня настойчивости и интернальности у подростков, занимающихся волейболом
- 2.1 Психологические особенности игры в волейбольной команде
- 2.2 Характеристика выборки и методов исследования
- 2.3 Результаты исследования
- Заключение
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 11-12 лет
- 2.2 Акселерация подростков
- 2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
- Акселерация
- Акселерация и детский спорт
- 2.10. Акселерация и ретардация развития детей и подростков
- Акселерация и ретардация развития
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 14.1. Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков