I. Психологические трудности младшего школьного возраста
адаптация первоклассник школа
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:
недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
длительная и массивная психическая депривация(недостаточное удовлетворение своих потребностей);
соматическая ослабленность ребенка;
нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения;
эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Рига, 2009. - 214 с.
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.
Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.
Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).
Выделяются следующие типы учащихся:
средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки);
познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно");
познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе);
познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе;
уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо;
ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе;
для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.
Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.
Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Вот небольшой перечень основных проблем:
-потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
-сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
-частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;
-неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
-трудности в общении с одноклассниками, учителями;
-сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
-выполнение домашнего задания занимает пол дня;
-самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
-ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)
-ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.
С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.
К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку - посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.
- Работа по адаптации первоклассников.
- 2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
- 5. Адаптация первоклассника к школе.
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- № 5. Адаптация первоклассников к школе
- 14. Адаптация первоклассников к школе.
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- §2. Адаптация первоклассников к школе