logo
Адаптация первоклассников к школе

Bведение

Актуальность темы. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.

Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. К этой проблеме обращались: Битянова Р.М., Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. - 157 с. Мухина В.С., Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. - 222 с. Семенака С.И. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с. и др.

Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Рассмотрим поподробнее функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи С.Ю. Юдина Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после . - 2010. - №8.- С.62-64.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Этот вопрос поднимает в своей статье А.С.Дмитриев. Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении //Начальная школа + до и после. - 2006. - №8. - С.48-51

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Объектом работы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- определить основные особенности детей младшего школьного возраста

- проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;

- раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;

- проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.