logo
Медицинские аспекты адаптации детей к обучению в первом классе

2. Выявить особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы.

3. Изучить медицинские показатели адаптации у первоклассников наблюдаемые в течение учебного года

4. Провести обследование состояния здоровья учащихся первых классов в конце учебного года

5. Проанализировать результаты работы.

Объект исследования: состояние здоровья учащихся первых классов

Предмет исследования: медицинские аспекты адаптации к обучению у первоклассников.

адаптация медицинская сестра школа

Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты

1.1 Общее понятие об адаптации

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового" [13].

Адаптация (приспособление) - это процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы - к воде, птицы - к воздуху. Человек - к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (школа, работа, отдых, и т.д.), т.е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [13].

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.

Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.

В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против "безоговорочного, без надлежащего анализа" распространения понятия гомеостаза (в значении "приспособление") на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания [18].

Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.

В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д.А. Андреева считает, что "адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них".

Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как "процесс активного овладения социальными ролями" [18].

Здоровье человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [13].

В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [13].

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры [13].

1.2 Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды

В первом классе изменяется вся привычная жизнь ребенка: появляются новые контакты, новые условия жизни, принципиально новые виды деятельности и. т.д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующем опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку [15].

Адаптация к школе это довольно длительный процесс, имеющий физиологический, и психологический аспекты.

Первый этап адаптации - ориентировочный (фаза острой адаптации). На весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, дети отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Это "физиологическая буря" длится достаточно долго (от 10 дней до 2-3 недель).

Второй этап - неустойчивое приспособление фаза подострой адаптации (фаза подострой адаптации). Организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на новые воздействия. На втором этапе напряжение снижается, "буря" начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления (компенсаторная фаза). Организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем [11.10 с].

Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 недель. Наибольшие сложности возникают на 1-4-й недели.

Чем же характеризуется первые недели обучения? Прежде всего достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем. А также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных перегрузок [11.15 с].

Только на 5-6 недели обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза (относительно устойчивого приспособления) затягивается до 16 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й недели обучения, весь первый год учебы можно считать периодом неустойчивой напряженной регуляции всех систем организма ребенка [11.16 с].

Дезадаптационные проявления и факторы влияющие на дезадаптацию.

В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным [5.8 с].

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез [5.11 с].

На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются не успешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

Компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие.

Когнитивный компонент, проявляющийся в не успешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.

Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой.

Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологических реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение [5.14 с].

Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств [7.15 с].

Действительно, повышенная тревожность может и не проявляться в нарушениях учебной деятельности, но приводит к серьёзным внутриличностным конфликтам у школьников. Она переживается как постоянный страх неудачи в школе. Таким детям свойственно повышенное чувство ответственности, они хорошо учатся и ведут себя, однако испытывают сильный дискомфорт. К этому прибавляются различные вегетативные симптомы, неврозоподобные и психосоматические расстройства. Существенным в этих нарушениях является их психогенный характер, генетическая связь их со школой, влияние её на формирование личности ребёнка [7.16 с].

Факторы способствующие возникновению школьной дезадаптации К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

· соматическую ослабленность ребёнка;

· нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);

· функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;

К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:

· социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;

· психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);

· личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;

· неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения [5.18 с].

Возрастные периоды

Большую роль в течение адаптации играет возраст начала систематического обучения. Специальные исследования показывают, что число не готовых к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте 5 лет их около 80%; среди 6-летних - 51%; среди детей 6,5 года не готовых уже значительно меньше - 32%. Среди 7-летних детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число не готовых к школе меньше, чем среди мальчиков-сверстников [4.26 с].

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Именно в этот период (от 6 до 7 лет) интенсивно развевается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [4.27 с].

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [4.28 с].

1.3 Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется "называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут". Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет [2.35 с].

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями. Каковы же они - наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста [15].

Анатомо-физиологическое развитие детей:

Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 - 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 - 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель "школьной зрелости". Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: "болит рука", "рука устала" [15].

В 6-7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 - 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть - семь лет - период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления. Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза - очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп [17].

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей - дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность [17].

Нервно-психическое развитие

Социальное развитие:

· дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

· хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

· способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

· стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче.

· тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

· дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

· они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

· ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

· они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

· способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности [17].

Речевое развитие:

· дети способны правильно произносить все звуки родного языка;

· способны к простейшему звуковому анализу слов;

· обладают хорошим словарным запасом (3,5 - 7 тысяч слов);

· грамматически правильно строят предложения;

· умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;

· свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;

· способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

· способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения [17].

Интеллектуальное развитие:

· дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;

· они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

· с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

· имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни [17].

Развитие внимания:

· шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

· количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 - 2);

· преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;

· дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);

· способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т.п. на другой.

Развитие мышления:

· наиболее характерно наглядно-образное и действенно - образное мышление;

· доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

· способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.);

· способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.);

· способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

· способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:

· способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации:

· способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

· способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

Развитие движений:

· дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;

· способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;

· способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п.;

· способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.;

· способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т.п.);

· способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:

· способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;

· самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;

· не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

Мотивы поведения:

· интерес к новым видам деятельности;

· интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

· проявляют познавательные интересы;

· устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Произвольность:

· способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);

· способны проявить настойчивость, преодолевать трудности [17].

Критерии наблюдения за адаптацией учащихся

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Течение адаптации у первоклассников, прежде всего оценивается по выраженности и продолжительности невротических явлений.

Критериями завершения адаптации школьников считают стойкую стабилизацию эмоционально-поведенческих реакций.

Контроль за поведением и состоянием здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в ОУ. Медицинским персоналом на каждого ребенка заводится "Лист наблюдения за адаптацией", который заполняется педагогами и медицинскими работниками [14].

Критерии наблюдения за адаптацией учащихся:

1. Контроль за эмоционально-поведенческими реакциями, который проводит педагог в первой четверти - один раз в две недели; в остальных - в конце каждой четверти. Оцениваются такие поведенческие реакции, как снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками "отклонений не выявлено", "отклонения незначительные", "отклонения умеренно выражены", "отклонения сильно выражены". После каждой оценки педагога медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

2. Контроль за возникновением пограничных нервно-психических расстройств - невротических реакций (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи и т.п.). Их активное выявление проводится с помощью анкетирования родителей в конце каждой четверти. Для этого разработан специальный опросник для родителей.

3. Контроль за динамикой массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра в конце каждой четверти.

4. Контроль за динамикой уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра.

5. Учет частоты острой респираторной заболеваемости и обострений хронических заболеваний на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

6. Контроль за динамикой остроты зрения проводится медицинской сестрой в конце каждой четверти.

7. Выявление нарушений осанки проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.

8. Измерение артериального давления проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.

Медицинская сестра школы в конце каждой четверти должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих эти отклонения. Консультирование проводится педиатром и психологом, а по показаниям и другими специалистами.

Оценку течения адаптации детей к ОУ проводят педиатр и психолог в конце учебного года. При этом педиатром обязательно учитываются результаты профилактического медицинского осмотра в конце учебного года, оценивает течение адаптации: благоприятное, условно-благоприятное, неблагоприятное, психолог учитывает результаты усвоения образовательной программы и адаптации к школьному коллективу.

При благоприятном (легкой степени) течении адаптации допускается снижение массы тела (в одной учебной четверти) и (или) слабо выраженные невротические реакции, которые проявляются чаще легкими астеническими или соматовегетативными расстройствами и не приводят к нарушению социальной адаптации [19].

При условно-благоприятном (средней степени) течении адаптации школьника обучению допускаются проявления умеренно-выраженных невротических реакций (на протяжении 2-3 четверти, но регрессирующих к концу учебного года), отдельные функциональные нарушения и (или) недостаточная прибавка массы тела в течении учебного года, редкие ОРВИ, увеличение частоты соматовегетативных расстройств, появление гипердинамического синдрома, патологических привычных действий и различных страхов. В большинстве случаев эти нарушения могут быть скорригированы режимными педагогическими мероприятиями [19].

Легкую адаптацию и в определенный степени адаптацию средней-тяжести можно, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о чрезмерности учебных нагрузок для первоклассника.

При не благоприятном (тяжелой степени) течении адаптации наблюдаются выраженные невротические реакции, учащение острых заболеваний, проявление нескольких функциональных расстройств или хронических заболеваний. Значительно выраженные невротические реакции (пограничные с неврозом состояния) требуют медицинской коррекции, сохраняются в течении всего периода адаптации отличаются особой длительностью и выраженностью астенизации соматовегетативными и гипердинамическими проявлениями [19].

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первых 2 месяцев обучения. Почти у всех детей в начале школьных занятий отмечаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Безусловно, дети посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе чем "домашние", непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму организованного учреждения [8.12 с.].

Клинические проявления адаптационного синдрома зависит возраст ребенка, уровня его физического и интеллектуального развития, состояния здоровья, т.е. от степени соответствия от психоэмоциональных возможностей. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Дети, имеющие низкие психофункциональные возможности, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них развевается выраженная и длительная эмоционально-стрессовая реакция, которая приводит к неблагоприятному течению адаптации и формированию нарушений здоровья дизадаптационного генеза. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания служит причиной более тяжелого протекания адаптации и обуславливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения [8.12 с.].

Существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, факторы, зависящие от учителя и родителей. Наиболее важный из них - рациональная организация учебных занятий и правильный режим дня. В начальных классах плотность учебной работы школьников на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %.

Обучение детей в 1 классе следует проводить с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся только в первую смену; 5-дневная учебная неделя; организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4 уроков в день; продолжительность уроков не более 35 минут; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии; обучение без домашних заданий и балльной оценки занятия; дополнительные недельные каникулы в середине третий четверти [3.68 с].