2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Целью нашего эксперимента была проверка утверждения, что для разных субъектов учебно-воспитательного процесса компоненты (личностный и профессиональный) имеют различное значение в зависимости от возраста и опыта работы.
Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “вежливость”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Многие ученики пишут, что им нравится их учитель и они не хотели бы себе другого. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В сочинениях дети писали как по их мнению не должен поступать учитель: “кричать на детей”, “говорить одно, а делать другое”, “делить ребят на любимчиков и не любимчиков”, “обещать и не выполнять” и т.п. учитель не должен допускать “неряшливости во внешности”, “скуки на уроке”. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.
Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты. Предложение “Я люблю своего учителя, потому что он…” имеет следующие варианты дополнения: “добрый”, “справедливый”, “отзывчивый”, “много знает”, “красивый”, “интересно ведет уроки”. Такое качество как “доброта” указали сорок пять человек из пятидесяти двух.
Второе предложение “Учитель - это …” имело следующие продолжения: “хороший человек”, “дорогой мне человек”, “друг”, “человек, который учит”, “человек, который учит и любит детей”, “человек, который терпеливо учит детей”.
Можно сделать вывод, что учитель является референтным для младшего школьника. И давая определение учителю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.
Предложение “Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…” имело следующие продолжения: “добрым”, “обычным”, “красивым”, “помягче”, “справедливым”, “терпеливым”, “аккуратным”, “такой, какой он есть”.
Предложение “Я слушаюсь учителя, потому что он …” имело следующие варианты продолжения: “говорит мне слушаться”, “добрый”, “справедливый”, “старший”, “наш учитель”, “старше и умнее”, `учит меня”.
Предложение “Мне не нравится в учителе…” было дополнено следующими вариантами: `что он ругается”, “злость”, “строгость”, “что у него иногда выходит терпение”.
Из этих вариантов видно, что такое качество как терпение необходимо учителю начальных классов.
Предложение “Мне нравится когда учитель …” имело следующее предложения: “добрый”, “терпеливый”, “говорит”, “объясняет”, “интересно ведет уроки”, “красивый”, “ставит пять”. И не нравится, когда учитель:
“расстроен”, “злится”, “ругается”, “кричит”, “повышает голос”, “не спрашивает меня”, “ставит двойки”.
Проанализировав ответы младших школьников, полученные методами сочинения и продолжи предложение, а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы.
№ |
Показатели |
% ответов |
|
1 |
Доброжелательный |
95 |
|
2 |
Терпеливый |
83 |
|
3 |
Любит детей |
64 |
|
4 |
Справедливый |
57 |
|
5 |
Отзывчивый |
51 |
|
6 |
Интересно ведет уроки |
36 |
|
7 |
Хорошо объясняет урок |
21 |
|
8 |
Много знает |
10 |
|
9 |
Требовательный |
7 |
|
10 |
Аккуратный |
3 |
Таким образом, из таблицы видно, что наиболее значимым для младшего школьника является личностный компонент педагогического авторитета. Это такие качества как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет учителя строится на том, каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что младшие школьники ценят в первом учителе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией младшего школьника. Для них их учитель самый лучший. До поступления в школу самыми близкими дорогими людьми для ребенка являются его родные. В школе ребенок попадает в совершено другую обстановку, с иными требованиями и обязанностями. Учитель становится для ребенка основной фигурой в школе. Он ему доверяет во всём. Учитель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у младших школьников стоит личностный компонент педагогического авторитета.
Рассмотрим, как отвечали на подобные вопросы старшеклассники и подростки.
Используя методику “Продолжи предложение”, мы получили следующие результаты. По мнению подростков авторитетный учитель это: “учитель умеющий и знающий, как заинтересовать ученика, преподать свой предмет так, чтобы ученик его понял”, “учитель, которого уважают”.
По их мнению главное, чтобы учитель: “умел находить общий язык с учеником”, “хорошо знал свой предмет”, “любил своих учеников”, “хорошо обучал”, “понимал учащихся”.
Предложение “Хуже всего, когда учитель…” имело следующие варианты продолжения: “не знает свой предмет”, “вне настроении”, “злой”. Им не нравится когда учитель: “сердит и не вежлив”, “не может объяснить урок”, “кричит”.
И предложение “Когда ко мне приближается учитель…” они продолжали следующими вариантами ответов: “я нервничаю”, “мне не по себе”, “веду себя спокойно”.
Проанализировав тест можно сказать, что подростки считают хуже всего, когда педагог не достаточно хорошо знает свой предмет. Внешний вид педагога не оказывает влияние на их отношение к нему. За советом к учителю они обращаются иногда. Если у них случается неприятность они рассказывают о ней своим друзьям или родителям. Но примером в жизни у них остаётся учитель. Лучший учитель для них тот, который вызывает у них интерес к предмету так, что они с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
Старшеклассники выполнили задания, и результат имеет сходство с результатом исследования у подростков. Авторитетный учитель, по их мнению, это человек, пользующийся уважением других. Главное, чтобы учитель знал свой предмет и мог доступно объяснить материал. Им не нравится, когда учитель безответственен, не справедлив, кричит, ставит себя выше окружающих. Также как и подростки, они нервничают, когда к ним приближается учитель. Но в отличии от подростков, старшеклассники более требовательно относятся к личности учитель. По результатам исследования видно, что старшеклассники более строго оценивают учителя, его знания, методику урока, внешний вид.
Если учесть результаты ранжирования и выше рассмотренные, то можно сделать вывод о значимых профессионально-личностных качествах учителя в виде следующей таблицы.
№ |
Показатели у подростков |
% ответов |
Показатели у старшеклассников |
% ответов |
|
1 |
Хорошо и доступно объясняет урок |
78 |
Знает свой предмет |
89 |
|
2 |
Знает свой предмет |
72 |
Хорошо и доступно объясняет урок |
86 |
|
3 |
Любит детей |
63 |
Интересно ведет урок |
73 |
|
4 |
Добрый |
57 |
Требовательный |
68 |
|
5 |
Справедливый |
43 |
Справедливый |
52 |
|
6 |
Терпеливый |
32 |
Любит детей |
49 |
|
7 |
Отзывчивый |
26 |
Строгий |
34 |
|
8 |
Требовательный |
20 |
Терпеливый |
25 |
|
9 |
Строгий |
12 |
Добрый |
12 |
|
10 |
Много знает |
6 |
Одевается как подобает учителю |
8 |
Если сравнить результаты исследования младших школьников, подростков и старшеклассников, можно сделать следующий вывод. Младший школьник в силу своих психологических особенностей ставит на первое место личностный компонент педагогического авторитета. Он полностью находится под влиянием личности учителя, в силу его значимости в их жизни. Подросток и старшеклассник относится более избирательно к личности педагога. Это связано с их возрастными психологическими особенностями. Они строго оценивают личность педагога. В отличии от младших школьников, которые всегда рады, когда учитель к ним подходит, старшеклассники предпочитают находиться на некоторой дистанции от учителя. Младший школьник всегда доверяет и верит тому, что говорит ему учитель, рассказывает проблемы, которые его волнуют. Старшеклассники же не все могут рассказать учителю. Они позволяют принимать учителю ответственное решение, в ситуации значимой для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В личностных же ситуациях такое доверие авансируется в меньшей степени. Старшеклассник, осознавая значимость своих знаний для будущего обучения, в других заведениях, более требовательно относится к учителю и его знаниям в области предмета, а также умение доступно объяснять материал. Поэтому наиболее важным старшекласснике и подростки считают профессиональный компонент педагогического авторитета. И именно с него начинают оценивать учителя, как личность. Хотя необходимо отметить, что и личностные качества оказывают влияние на успеваемость учеников.
Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями (учителю предъявляются те же требования, что и к своим родным). А также не умением оценивать качество профессиональных знаний. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что
старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять. Студенты - выпускники педагогического вуза в связи со спецификой своей деятельности, считает более значимым профессиональный компонент. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета. Мы также считаем, что эти два компонента необходимы авторитетному педагогу. И только при их сочетании можно заслужить свой истинный авторитет.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Сущность педагогического авторитета
- 1.2 Структура педагогического авторитета
- ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса
- 2.1 Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
- 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- 1.2 Особенности гигиенического воспитания младших школьников
- 4. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников
- Авторитет учителя физической культуры
- 1.6. Авторитет и престиж учителя
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры