logo search
Шпоры к ГОСам по ТГП и ГП / ТГиП / ответы к ГАК по ТГП

Понятие и виды законов.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт законодательного (представительного) органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Преимуществами закона перед иными нормативно-правовыми актами являются его высокое место в системе НПА, первичное регулирование общественных отношений, прямое действие, большие ресурсы для исполнения, эффективный механизм обеспечения и строгие требования к подготовке и принятию.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают следующие виды законов: федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам в первоочередном порядке, указанным в Конституции, обладают повышенной стабильностью, имеют большую силу, чем текущие законы.

Законы о поправке к Конституции РФ обладают особой юридической силой и принимаются в порядке, предусмотренном для конституционного закона (2/3 голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ и ¾ от общего числа членов СФ ФС РФ).

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.). Федеральные законы подразделяются на органические (кодифицированные) и обыкновенные. Кодексы – распространенная форма закона, в которой в систематизированном виде содержатся все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодекс не имеет более высокой юридической силы, чем остальные законы.

Основы законодательства – форма закона, характерная для федеративного государства, в которой устанавливаются главные характеристики институтов и закладывается нормативная база для принятия субъектами федерации конкретных законов.

Законы о ратификации и денонсации международных договоров также иногда выделяются как особый вид законов, поскольку опосредуют включение в правовую систему норм международного права.

Модельные законы носят рекомендательный характер и принимаются в рамках СНГ для обеспечения единства в правовом поле СНГ.

Делегированное законодательство не применяется в РФ, но существует во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ. Суть делегированного закона состоит в том, что законодательные органы делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов для оперативного решения актуальных проблем. Во избежание злоупотреблений определятся точный перечень вопросов, который могут стать предметом делегирования, и срок передачи полномочий, сами делегированные законы находятся под контролем законодательных органов.

В федеративных государствах особым видом законов являются законы субъектов федерации. Данные законы не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, в иных субъектах — уставы. Представительные органы субъектов РФ вправе принимать законы и подзаконные нормативные акты.

По сроку действия законы делятся на постоянные и чрезвычайные (принимаются и действуют в чрезвычайных ситуациях, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер).

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые в результате референдума, законодательным органом. Законы, принятые в результате референдума, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только посредством референдума.