logo search
лит-ра Пс детей с сенсорными нарушениями / Пс детей с сенсорными нарушениями / Головчиц Л

Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

* 1. Задачи работы с родителями

Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители пони мают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их реше нии.

Работа с родителями — важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:

— формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;

осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

— распространять знания по различным направлениям педагоги ческой деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

— изучать опыт семейного воспитания распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушенным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следующим вопросам:

— состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей я лиц с нарушениями слуха;

— отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, в том числе к ребенку с нарушенным слухом, привязанность ребенка к членам семья;

— поведение и занятия ребенка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребенком в семье, отношение к ребенку со сниженным слухом, предъявление к его поведению и деятельнос гн требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребенка в домашнем труде;

— отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, консультирование у специалистов, раннее слу хопротезирование ребенка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребенком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребенком, вера в его возможности;

— характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка;

— знания родителей о содержании воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении, методах работы по различным на правлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями являет основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей ра боты. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребенка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жесткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сурдопедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого общения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родителей, чем лекции и рекомендации.