logo search
Реформа высшего образования в России

Реформа системы образования в России

Уже несколько лет в России полным ходом идут реформы. Реформируется система здравоохранения, система пенсионного обеспечения, с марта 2005 года вступил в силу новый жилищный кодекс, начал действовать пресловутый Федеральный закон №122, вызвавший по всей стране волну протестов пенсионеров и льготников. Этот закон изменяет более чем 300 нормативных документов, вторгается почти во все сферы социальной и экономической системы страны.

Дело в том, что именно сейчас достаточно благоприятный момент для таких реформ, являющихся логическим продолжением начатого Ельциным перевода страны на капиталистические рельсы. Рейтинг Путина устойчив, цены на нефть на мировом рынке высоки, экономика, хотя и со сниженными темпами, продолжает расти, оппозиционные телеканалы закрыты, в Думе послушно голосует проправительстенное большинство — можно действовать. И, Путин, со свойственной бывшему кгбешнику решительностью, во благо «Великой державы» лишает пенсионеров льгот, отпускает цены на услуги ЖКХ, делает образование доступным лишь обеспеченным слоям населения и вообще всячески способствует дальнейшему разделению общества на класс имущих и неимущих.

С 2000 года в отдельных регионах России действует эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это экзамен, который пишут в виде теста выпускники школы и результаты которого зачитываются при поступлении в Вуз. В обществе давно идет бурное обсуждение целесообразности и эффективности такого способа оценки знаний. По этому поводу с самых разных сторон высказывается масса критики. Но главное здесь, на наш взгляд, не столько вопрос эффективности тестов, сколько то, как это скажется на дальнейшей судьбе выпускника, главный вопрос в том, как перевод на систему ЕГЭ повлияет на доступность высшего образования. ЕГЭ неразрывно связан с системой Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). По результатам ЕГЭ, в соответствии с успехами, выпускников будут делить на 5 категорий. Разные категории получат разные ГИФО, а значит и разное финансирование. Если выпускник захочет стать студентом, государство перечислит на счет Вуза, который он выбрал, ту или иную сумму, в зависимости от результатов сдачи экзамена. Сейчас говорится, что максимальное финансирование для тех, кто сдал ЕГЭ на категорию А+, будет составлять от 25 до 30 тысяч рублей в год (следует отметить, что в 16 регионах участвовавших в эксперименте так хорошо экзамены почти никто сдать не смог). По оценкам разработчиков ЕГЭ из Государственного университета Высшей школы экономики, такое финансирование получат около 5 — 6% учеников. Подавляющее же большинство выпускников смогут получить от государства на учебу в Вузе от 7 до 11 тыс. рублей в год. Оставшуюся разницу между стоимостью обучения и стоимостью их ГИФО им придется оплачивать самим. Те кто сдал ЕГЭ на категорию Г никакого финансирования не получают вовсе. Введение такой системы финансирования студентов ведет к тому, что около 95% выпускников средней школы будут в той или иной мере оплачивать свое дальнейшее обучение. Кроме того, на одну доску ставятся коммерческие и некоммерческие Вузы. Ведь если выпускник захочет поступить в частный ВУЗ, он принесет туда свой именной сертификат и государство будет перечислять деньги за его обучение на счет этого вуза.

Первоначально планировалось ввести ЕГЭ на всей территории России к 2005 году, но возник целый ряд трудностей и теперь повсеместно он будет введен в 2008 году. Хотя уже к 2006 году обещают, что все федеральные Вузы будут принимать по результатам сдачи Единого государственного экзамена.

ЕГЭ еще отстаивает свое право на жизнь, однако уже сейчас разрабатывается система возвратных субсидий для студентов государственных Вузов и профтехучилищ. Эти возвратные субсидии представляющие собой ничто иное, как беспроцентный кредит государства выпускнику на получение среднего специального или высшего образования, по планам правительства со временем призваны заменить систему ГИФО. Если при системе ГИФО студент получает, пусть и частичную, но безвозмездную оплату обучения, то государственные возвратные субсидии подразумевают заключение договора о возврате долга в течение ряда лет после окончания учебы. Неисполнение же условий договора влечет за собой как административную, так и уголовную ответственность (вплоть до лишения свободы сроком до двух лет). Если система возвратных субсидий будет введена, это будет означать, что государство фактически отказывается от ст. 43 Конституции, дающей право на бесплатное среднее профобразование и бесплатное на конкурсной основе высшее образование. Возможность «бесплатно» отучиться в Вузе, скорее всего, останется лишь для тех, кто согласится заключить с государством договор, по которому после окончания он должен будет отработать установленный срок по направлению важнейших для государства секторов экономики. Это касается, прежде всего, выпускников педагогических и медицинских Вузов. Всем известно, какую зарплату получают начинающие учителя и врачи, и вряд ли найдется много желающих платить за обучение, дающее такие перспективы. Но, детские сады, больницы, школы нужны не только для детей буржуазии — для нормального воспроизводства капитала необходимо чтобы рабочий класс мог воспроизводить себя и свою способность к труду. То есть, нужна постоянно пополняющаяся армия более менее образованных рабочих, что предполагает обеспечение хоть какого-то минимума среднего и специального образования, медицинского обслуживания и т.д. Поэтому без «социальной сферы» даже в капиталистическом обществе никак не обойтись. Вопрос только в том, способно ли государство обеспечить достойную оплату труда работников этой сферы. Пока оно избрало метод экономического принуждения: полунищенская оплата труда взамен на высшее образование. Вряд ли этот путь приведет к потоку рабочей силы в бюджетную сферу. Скорее, произойдет обратное — соответствующие Вузы еще больше потеряют свою привлекательность для абитуриентов и будут пополняться большей частью платными студентами, которым не придется отрабатывать полученное образование полукрепостным трудом. В течение последних лет Путин усиленно старается укрепить вертикаль власти. Не обошла стороной эта «вертикаль» и систему образования. Через несколько лет правительство планирует оставить небольшое количество Вузов, которые будут финансироваться из федерального бюджета и будут непосредственно подчинены федеральному правительству. Эти Вузы фактически лишаются какой-либо самостоятельности, все их доходы контролируются из центра, ректор назначается сверху, устав утверждается министрами из Москвы. Остальные же Вузы частично финансируются из региональных и местных бюджетов, частично становятся коммерческими и переходят на самофинансирование.

Таким образом, с одной стороны идет закручивание гаек в отношении образовательных учреждений с федеральным статусом, с другой стороны все остальные образовательные учреждения пускаются в свободное плавание по волнам рыночной экономики. Хочешь выжить, вводи платное обучение, открывай дополнительные платные кружки, бери плату с родителей, сдавай помещения в аренду. Если организация будет коммерчески несостоятельной, она объявляется банкротом и имущество ее распродается. Таким образом, чтобы нормально существовать, большинству Вузов придется превратиться в, по сути, коммерческие организации.

В планах правительства, в недалеком будущем, вообще оставить лишь два вида Вузов — федеральные и коммерческие. Также, в дальнейшем готовится перевод Высшей школы на двухступенчатую систему образования — бакалавриат и магистратуру, причем получение образования в магистратуре будет приравнено ко второму высшему образованию и соответственно учеба там будет исключительно платной. В этом случае, после трех-четырех лет обучения на бакалавра молодые люди должны будут пойти в армию, так как отсрочка дается только для получения первого высшего образования. Также пока туманна ситуация с отсрочками и льготами в Вузах, которые не получат статус федерального.

На сегодняшний день с реформой образования пока далеко не все еще определено. Стремление буржуазии окончательно избавиться от наследства доставшееся ему от СССР — упразднить бесплатное и доступное образование, может натолкнуться на сопротивление общества. Правительство уже не раз было свидетелем протестов против своих действий.

Когда, в начале этого года, были отменены большинство льгот на проезд, это привело к массовой волне манифестаций — правительство пошло на попятную, вместо 600 рублей, как планировалось ранее, карточка для льготников в Петербурге теперь стоит 230 рублей. Практически во всех регионах, где проходили митинги, отмена льгот значительно смягчена. В некоторых регионах льготы сохранены в полном объеме. Благодаря пенсионерам не так сильно взвинтили цену и на студенческий и на школьный проездные. Поэтому, насколько далеко зайдут реформаторы, будет зависеть от общественной реакции на их действия.

Реформы направлены, в частности, на то, чтобы открыть дорогу приватизации образования. Все образовательные учреждения постепенно будут переводиться в образовательные организации. Так с января 2005 года, когда вступил в силу ФЗ №122, все образовательные учреждения дополнительного образования превратились в образовательные организации. А это означает перевод подростковых клубов, домов детского творчества, музыкальных и художественных школ и т.д., на самофинансирование, и в дальнейшем полную коммерциализацию одних и банкротство, и закрытие других. Если по закону образовательное учреждение приватизировать и ликвидировать в результате банкротства невозможно, то с образовательной организацией проблем не возникнет.

В ходе реформ правительством уже достигнуты «неплохие результаты» по коммерциализации образования и снятию с плеч государства забот о студентах, преподавателях, школьниках и учителях. Отменен минимум расходов на образование из государственного бюджета (ранее этот минимум составлял не менее 3% от общей величины расходов государственного бюджета, а это примерно 91 млрд. руб.) Отменена квота студентов, которых должны были принимать на бесплатное обучение. Отменено обязательное бюджетное финансирование общежитий, это значит, что плата за общежития будет и дальше расти, помещения общежитий будут сдаваться в аренду, а студенты «уплотняться». Исключается, что инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством. Пока не совсем ясна ситуация с льготами для учащихся, но иногородние студенты уже лишились права на льготный проезд месту жительства во время каникул. В планах правительства, со временем вообще лишить студентов большинства льгот. И так далее, этот список можно продолжать довольно долго.

Реформы ведут к недоступности высшего образования для большинства населения — высшее образование, становясь платным, делается привилегией богатых. Коммерциализация образования приводит к резкому разделению образования для разных социальных групп. Это означает, что будут вузы и факультеты, где за большие деньги будут обучать детей богатых, выращивать юристов, топ-менеджеров, банкиров, крупных бюрократов. Для бедных же слоев будет оставлена возможность при помощи государственных дотаций получить узкоспециализированное образование и затем отрабатывать за минимальную зарплату долг в школах, больницах, на государственных предприятиях. То же самое будет происходить и уже происходит с начальной и средней школой, когда создаются специализированные школы и классы для тех, кто может доплачивать за обучение своих детей. Прежде всего, в действиях реформаторов лежат экономические причины. Буржуазное государство вовсе не заинтересовано в бесплатном образовании для большинства населения. Это лишние траты для него. В условиях рыночной экономики каждый обеспечивает себя сам, государство берет на себя обязательство для обеспечения лишь минимального уровня жизнеобеспечения населения необходимого для поддержания системы производства.

Однако, в лишении доступа к образованию малоимущих слоев есть и другой важный аспект. Гораздо легче управлять менее образованными людьми, им легче навязывать волю правящего класса. Но здесь есть и оборотная сторона медали. Чем более правящий класс способен вбирать в свои ряды лучших представителей угнетенных классов, тем более стабильна такая система эксплуатации. С уменьшением возможности с помощью образования выбиться в люди, занять более высокое положение, чем родители, пробить себе дорогу в жизнь собственным умом, теряется иллюзия капиталистического мира, что каждый при желании может добиться повышения своего социального уровня, теперь этого может достичь только тот, у кого с самого начала есть капитал на образование!

Итак, путинские реформы делают образование элитарным, теперь для людей, не имеющих средств платить за образование, путь к нему закрыт, а, следовательно, закрыт путь и к изменению своей жизни в рамках существующей системы. Но иное и невозможно в рамках буржуазного государства: в условиях, когда все богатство общества сосредоточено в руках горстки частных собственников, а большинство населения живет только за счет продажи своей рабочей силы (наемный труд рабочих, учителей, врачей и т.д.) этим собственникам, образование и культура выступают как средство, доступ к управлению собственностью и, следовательно, не могут не быть привилегией имущего класса. Так что путинские реформы образования выступают лишь как приведение общественной системы в соответствие с экономическими отношениями, господствующими в современной России. Только в обществе, которое не расколото на противоположные классы, где все средства производства принадлежат всему населению и не являются частной привилегией меньшинства, возможна действительная реализация всеобщего права на бесплатное образование.