4.Продуценты, консументы,редуценты, их функции в биоценозе
Продуце́нты — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы[1]. Это, в основном, зелёные растения (синтезируют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза), однако некоторые виды бактерий-хемотрофов способны на чисто химический синтез органики и без солнечного света.
Продуценты являются первым звеном пищевой цепи.
Консументы (от лат. consumе — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.
К консументам относят животных, некоторые микроорганизмы, а также паразитические и насекомоядные растения. Классифицируют консументов первого, второго и других порядков, так как на каждом этапе передачи вещества и энергии в трофической цепи теряется до 90 %, экологические пирамиды редко состоят из более чем четырёх порядков консументов.
Консументы первого порядка — растительноядные гетеротрофы (травоядные животные, паразитические растения), питаются непосредственно продуцентами биомассы.
Консументы второго порядка — хищные гетеротрофы (хищники, паразиты хищников), питаются консументами первого порядка.
Отдельно взятый организм может являться в разных трофических цепях консументом разных порядков, например, сова, поедающая мышь является одновременно консументом второго и третьего порядка, а мышь — первого и второго, так как мышь питается и растениями, и растительноядными насекомыми.
Любой консумент является гетеротрофом, так как не способен синтезировать органические вещества из неорганических. Термин «консумент (первого, второго и так далее) порядка» позволяет более точно указать место организма в цепи питания. Редуценты (например, грибы, бактерии гниения) также являются гетеротрофами, от консументов их отличает способность полностью разлагать органические вещества (белки, углеводы, липиды и другие) до неорганических (углекислый газ, аммиак, мочевина, сероводород), завершая круговорот веществ в природе, создавая субстрат для деятельности продуцентов (автотрофов).
Редуценты (также деструкторы, сапротрофы, сапрофиты, сапрофаги) — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки мёртвых существ, превращающие их в неорганические соединения и простейшие органические соединения.
От детритофагов (животных и протистов) редуценты отличаются прежде всего тем, что не оставляют твердых непереваренных остатков (экскрементов). Животных-детритофагов в экологии традиционно относят к консументам (см., например, Бигон, Харпер, Таунсенд, 1989). В то же время все организмы выделяют углекислый газ и воду, а часто и другие неорганические (аммиак) или простые органические (мочевина) молекулы и таким образом принимают участие в разрушении (деструкции) органического вещества.
- Среда обитания. Экологические факторы. Классификация и влияние на живые организмы.
- 2.Понятие о популяции. Свойства популяции
- 3.Структура и компоненты биоценоза. Типы биотических отношений в биоценозе.
- 4.Продуценты, консументы,редуценты, их функции в биоценозе
- 5. Цепи и сети питания. Функции пищевых цепей. Экологическая пирамида.
- 6. Биосфера и ее строение. Живое вещество. Функции живого вещества
- 7. Подобие и отличия животными(ж) и растениями(р).
- 8. Грибы, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека
- 16. Птицы. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.
- 17. Млекопитающие. Их разнообразие, распространение, особенности строения в связи со средой обитания.
- 19. Охрана природы. Типы охраняемых природных объектов. Красная книга рб.
- 21.Взгляды Каменского, Френе на природу как средство развития ребенка.
- 22.Природа как фактор воспитания детей в педагогическом наследии Фребеля, Кергомар, Ушинского.
- 23. Диагностика экологических знаний дошкольников.
- 25. Характеристика доступной на разных этапах дошкольного возр-та системы знаний о природе, иерархический принцип их построения.
- 26. Уголок природы д/с: организация, воспитательно-образовательное значение
- 27.Требования к отбору жителей уп.Временные и постоянные обитат ели уп. Подбор объектов в разн.Возр.Гр.
- 28.Подбор комнатных растений:особенности ухода.
- 39. Методика проведения бесед с детьми дошкольного в-та о природе. Виды бесед, их содержание и значение.
- 40. Элементарные опыты. Значение, методика организации и проведения опытов.
- 43.Труд детей в природе. Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства в разных возрастных группах.
- 44. Занятия как форма ознакомления дет.С природой. Значение, типы з-й, методика проведений.
- 45. Занятия первично-ознакомительного и углубленно-познавательного типа. Методика проведения.
- 46. Занятия обобщающего и комплексного типа. Методика проведения.
- 48. Организация ежедневных наблюдений детей в уголке природы и во время прогулок.
- 49.Разные виды и формы планирования работы по ознакомлению дошкольников с природой.
- 50. Элементарная исследовательская деятельность дошкольников. Значение, методика организации.