logo search
Бойко

1.2 Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

За время изучения агрессивного поведения многие ученые пытались по -своему объяснить причины его возникновения и дать свое определение.

Слово «агрессия» берет свои корни от латинского языка и означает «приступ» или «нападение». До начала XIX века любое активное поведение вне зависимости от его направленности считалось агрессивным, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее этому понятию придали более узкое значение и стали понимать как враждебное отношение к окружающему миру и самому себе.

Существует множество определений агрессии.

По мнению М.Ю. Чудаковой, агрессией является мотивированное разрушающее поведение и наносящее физический или моральный вред объектам нападения, противоречащее правилам и нормам сосуществования людей в обществе [14, с. 10].

Агрессивностью же можно считать устойчивую, стабильную характеристику личности, которая отражает осознаваемую или не осознаваемую предрасположенность к агрессивному поведению. В ряде случаев агрессивность рассматривают так же как актуальное состояние и вызванное им поведение классифицируют как совершенное в состоянии аффекта.

В психологическом словаре М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович приводится следующее определение: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт в виде отрицательных переживаний, напряжения, страха и подавленности» [15, с. 11].

Что можно считать агрессивным поведением? Агрессивное действие является проявлением агрессивности в виде реакции в конкретной ситуации, из чего мы можем сделать вывод, что в случае периодических повторений агрессивных действий следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессия — одно из наиболее ярких проявлений эмоций, свойственное всем возрастным группам, включая детей. На формирование агрессивных действий детей влияет культурный контекст, родители и сам ребенок. Агрессию можно считать следствием заражения, поскольку проявленная со стороны одного субъекта она влияет на качество социальной жизни и жизни каждого человека.

На наш взгляд, наравне с изучением причин и специфики проявления агрессии у разных возрастных групп, следует изучить динамику агрессивного поведения и изменчивость или устойчивость агрессивных проявлений.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с первых лет жизни в виде импульсивных действий с целью привлечь к себе внимание и добиться исполнения желания. Подобные действия чаще всего не поддаются управлению взрослыми.

Почему человек агрессивен и что его заставляет быть таким? На этот вопрос пытались дать ответ многие ученые, и каждый из них представлял свое направление.

На сегодняшний день существует множество теорий агрессивного поведения, и все они образуют четыре основные группы. Рассмотрим каждую из них.

Первая группа теорий рассматривает агрессивное поведение как врожденный инстинкт, то есть считают генетически запрограммированной, а значит не поддающейся искоренению. Представители этого направления считают, что даже положительные изменения в среде не способны предотвратить проявление агрессии. Подобные изменения могут лишь ослабить агрессию.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность, возникающую под воздействием внешних стимулов, а значит, возможно, не только контролировать проявления агрессии, но и полностью искоренить агрессивное поведение в обществе.

Представители третьей группы теорий, считают возможным управление агрессией и ее контроль научением людей адекватно оценивать ситуацию и потенциальную опасность.

Четвертая группа теорий — теории социального научения. Представители этой группы считают агрессию моделью социального поведения, которая была приобретена в процессе социального научения. Агрессивное поведение является реакцией и усваивается путем участия в ситуациях проявления агрессии или же при пассивном наблюдении агрессивных проявлений [16, с. 25].

Первая группа теорий реализует психоаналитическое направление в психологии. Одним из представителей данной группы был Зигмунд Фрейд.

З. Фрейд считает истоками агрессии столкновение двух главных инстинктов в человека, а именно Эроса и Танатоса. Эрос - это инстинкт жизни, энергия положительной направленности, созидание. В свою очередь Танатос — инстинкт смерти и энергия разрушения, которая может быть направленна как во внешний мир, так и на самого человека. В контексте Эроса агрессия рассматривалась Зигмундом Фрейдом как реакция протеста, защиты организма, а, следовательно, она необходима для жизни.

Человеческое поведение, с точки зрения Фрейда, является результатом взаимодействия этих двух основных инстинктов, между которыми существует постоянное напряжение. В результате столкновения двух инстинктов, энергия Тонатоса выводиться на других людей.

Взгляды Зигмунда Фрейда на природу агрессивного поведения крайне пессимистичны. Агрессивное поведение не только врожденное, но и неизбежное. З. Фрейд считал, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, необходимо потому что дает разрядку разрушительной энергии и способствует предотвращению более опасных действий. При этом если энергия Танатоса не будет обращена во вне, это приведет к самоуничтожению самого организма, что и является причиной стремления навредить кому-то другому.

Иными словами, агрессия инстинктивна и искоренить ее невозможно. Возможно, лишь контролировать ее проявления благодаря социальным нормам, придавая ей безобидные формы.

Конрад Лоренц разработал свою концепцию агрессивного поведения в результате изучения животных. Взгляды Лоренца близки взглядам Фрейда. Согласно его концепции агрессия — это инстинкт борьбы за выживание, который был выработан в процессе эволюции, так как человек биологически был самым слабым и неприспособленным видом.

Исходя из основного постулата этологии о том, что любая форма поведения живого организма служит или для адаптации или для защиты, то можно сделать вывод, что агрессия оказалась полезной для эволюции человека. Будучи слабым видом, лишенным как физиологических, так и биологических механизмов нападения и защиты в агрессивной по отношению к нему окружающей среде человек был вынужден «заразиться» агрессивностью. В ходе эволюции агрессивное поведение человека изменило свой вектор, и была направленная уже не на окружающую среду, а на себе подобных. Изначально, защитная реакция, сформированная биологически агрессивной естественной средой, закрепившись в последствии на генетическом и культурном уровнях, стала основой жизнедеятельности человека.

Конрад Лоренц объясняет тот факт, что люди, в отличие от большинства других живых существ, направляют свою агрессию по отношению друг к другу малым контролем инстинкта. Хищники обладают способностью подавлять агрессивные стремления с целью сохранения своего вида и чем опаснее хищник, тем выше необходимость контроля. В отличие от животных, люди, как биологически менее опасные существа, обладают слабым сдерживающим фактором. При этом ранее необходимость сдерживающего фактора со стороны человека была не столь важной, так как на первых стадиях развития нанести серьезный вред себе подобному человек не мог, но сейчас возникла реальная угроза человеку, как виду.

Конечно, теория К. Лоренца вызывает массу споров и в первую очередь из-за того, что в ее основе лежит исследование агрессии животных, результаты которой перенесены на человека, но не будет забывать, что человек тоже своего рода животное и имеет эволюционные корни [17, с.12].

Если инстинктивисты придерживаются мнения, что человек — лишь набор инстинктов и приводят аналогии с животным миром, то бихевиористы полностью игнорируют биологическую природу человека и полагают, что поведение формируется исключительно социумом.

Представитель этого направления видят поведение человека в данный момент и исключают его личностный компонент. С их позиции агрессивное поведение — это расстройство, которое нужно устранить. Со временем бихевиоризм стал идеологией, и его целью стало строительство идеального государства. Бихевиоризм превратил людей в машины, лишенных душевных и духовных переживаний, которые могли бы нарушить устоявшийся порядок.

Бехевиористы утверждают, что любое поведение, чувство, мысль, поступок, отклоняющийся от стандарта, будет иметь отрицательные последствия.

Поведение, по их мнению, определяется условиями среды, ее требованиями. Стэнли Милгрэм провел эксперимент на добровольцах, который показал, что у 35% испытуемых есть стойкая реакция против жестокости, а 65% испытуемых удалось вынудить поступать жестоко, хотя они и проявляли неприятие и возмущение. Были среди испытуемых и те, кто в ходе всего эксперимента не проявляли признаков беспокойства. В результате эксперимента были сделаны выводы и предположение почему некоторые люди спокойно воспринимают жестокость и сама способны поступать агрессивно, не испытывая при этом отвращение. Во-первых, подобное поведение может быть объяснено психическими отклонениями, при которых человек лишен нравственных тормозов и самоконтроля; во-вторых, это садисты, которым приносят радость и удовлетворение, чужие страдания; в - третьих, это люди нарциссического типа, которые не восприимчивы к чужим страданиям; наконец, это люди, которые не берут ответственность за то, что делают. В последней группе отсутствие угрызений совести объясняется тем, что действие санкционировано свыше. Из эксперимента следует, что человеческая природа неоднородна.

Филип Зимбардо провел другой эксперимент, целью которого было доказать, что под влиянием обстоятельств человека можно вынудить поступать агрессивно вопреки нравственным принципам, ценностям, нормам социума и личностным качествам. Для эксперимента были созданы специальные условия близкие к тюремным, а испытуемых поделили на две группы, каждой из которых были прописаны определенные функции. По ожиданиям Ф. Зимбардо «надзиратели» должны были превратиться в жесточайших садистов, «заключенные» - демонстрировать жалкое и запуганное поведение. Но результаты эксперимента оказались следующими: статистически настроенные «надзиратели» составили лишь третью часть, а остальные демонстрировали справедливое, честное и доже доброжелательное отношение к заключенным [18, с. 115].

Эрих Фром считает, что данный эксперимент доказывает наличие свободной воли и взаимосвязь поведения и личностных черт. В подтверждение этому можно привести наблюдения Виктора Франкла в его известной работе «Психолог в концлагере». Он отмечает, что не условия концлагеря диктовали человеку, каким ему быть, а человек решал каким ему оставаться.

Подобное поведение дано не всем и данных эксперимент показывает неоднородность человеческой популяции.

Взгляды инстинктивистов и бихивеористов объединяет в своей теории Эрих Фромм. Им был представлен обобщенный анализ исследований человеческой агрессивности в его капитальном труде «Анатомия человеческой деструктивности». Э. Фромм переосмыслил все разрушавшее в человеке с точки зрения истории его развития. С его точки зрения агрессия — это ответная реакция человека на разрушение благоприятных для него условий. Человек не является разрушителем по природе, напротив, он — жертва своей истории. Поведение человека Э. Фромм не рассматривает как реакцию на стимул, а считает проявлением свободной воли. С его точки зрения, подавляющее большинство людей не могут реализовать свою силу духа и не способны на поступок, а живут исключительно по шаблонам, которые им навязало общество. Реализация человеческой свободы всегда сопровождается деструктивным поведением. Такой вывод он сделал, изучая филогенетические корни агрессии. Агрессия запрограммирована в человеке филогенетические, но сформировалась в процессе истории развития социальной системы.

Объединение двух противоположных направлений дало Э. Фромму возможность разделить агрессивность на доброкачественную и злокачественную. Если первая происходит от животного начала в человеке, то вторая основанная на человеческих страстях и эмоциях, таких как: страх, зависть, любовь, ненависть, вера и другие. В процессе взаимодействия инстинктов и страстей человек пытается преодолеть банальное существование, а барьеры на пути приводят к деформации психологических механизмов и дисгармонии в социальных отношениях. Э. Фромм выделяет несколько типов деформаций психологических механизмом — конформистский, садистский, деструктивный и мазахистический.

Широкое распространение получили теории, согласно которым агрессия берет свое начало от инстинктивного побуждения, а как реакция на лишение чего-либо.

Одна из таких теорий — теория агрессии и фрустрации Джона Долларда. Суть данной теории проста и заключается в том, что агрессия является результатом фрустрации, а фрустрация всегда приводит к агрессивной реакции, но исследования не подтвердили это предположение. Из проведенных исследований следует, что фрустрация может быть в основе агрессии, но не всегда, а лишь в тех случаях, когда человек уже усвоил привычку реагировать агрессивно на препятствия и лишения.

Развил теорию фрустрации-агрессии Леонард Берковиц. Его теория побуждений к агрессии наиболее значима в направлении теорий социального научения. Л. Берковиц считает, что фрустрация является лишь одним из множества стимулов, которые способны вызвать агрессивную реакцию, но при этом не обязательно приводят к агрессивному поведению [19, с. 255].

Идеи Л. Берковица получили свое развитие в теории Альберта Бандуры. А. Бандура рассматривал агрессию как специфическое социальное поведение, которое поддерживается и закладывается социумом так же, как и другие формы поведения. Автор считает, что агрессия приобретается путем соединения биологического и социального. В качестве биологических факторов выступает нервная и гуморальная системы, а в качестве социальных — наблюдение и непосредственный опыт участия. Агрессивное поведение могут спровоцировать внешние шаблоны (возбуждение, внимание), эксцентричные убеждения (параноидальные идеи), побудительные мотивы (деньги, жажда признания), неприемлемое для личности обращение (нападки, грубость, фрустрация), инструкции (приказы и поручения).

Контроль и регулирование агрессивного поведения осуществляется через поощрение и наказание, а также благодаря механизмам саморегуляции.

Обе теории являются синтезом двух теоретических групп — теорий научения и когнитивных теорий. Когнитивные теории агрессии определяют поведение с точки зрения привлекательности ожидаемых последствий. Данная группа теорий акцентирует в проявлении агрессивного поведения важность эмоциональных и познавательных процессов. С точки зрения представителей когнитивных теорий агрессии фрустрация и другие стимулы агрессии, будь то боль, страх, недомогание и другие, подвергаются когнитивной оценке и лишь потом провоцируют агрессивные реакции.

Когнитивные теории достаточно оптимистичны в плане возможности регулирования и контроля агрессивного поведения и подразумевают возможность обучить человека самоконтролю, научить его быть менее агрессивным.

И.К. Загдаров, Н.Д. Левитов и А.К. Осинский в своих работах предложили структуру агрессивных проявлений [20, c.103].

Согласно данной структуре агрессия может быть направленна во вне, а может - на себя, иначе аутоагрессия. Аутоагрессия проявляется через самообвинения, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

По степени выраженности агрессия бывает двух видов — прямая и косвенная. Прямая агрессия - это агрессия непосредственно на самого обидчика, в то время как косвенная — проекция на невиновного человека, чаще всего на более слабого, или на окружающие неживые объекты.

По наличию инициативы агрессия может быть оборонительной или же инициативной, то есть исходящей из желания самого субъекта причинить вред кому-либо.

По цели различают агрессию враждебную и интеллектуальную, иначе ее называют инструментальной агрессией. Инструментальная агрессия не имеет своей целью причинение вреда, а выступает как средство достижения какой - либо иной цели.

По методу выражения — физическая и вербальная агрессия. Если физическая агрессия - это форма агрессии, в виде причинения не только психологического вреда, но и физического, через насилие, то верабальная агрессия - это форма агрессии, в виде причинения психологического вреда через крик, ругань и тембр голоса.

Границы агрессии расплывчатые, то, что кто-то называет агрессивностью, другие назовут энергичностью. Если агрессия обоснованная и вызывает симпатии, то она может получить название здоровой или иначе конструктивной агрессии.

Здоровая агрессивность вызывает у окружающих уважение к правам ее хозяина и при этом она контролируема и не нарушает права окружающих. В руках разумного человека агрессия является полезной как для него самого, так и для его семьи и родины. Данный вид агрессии побуждает к конкуренции, защите своих прав и интересов, служит для развития познания и способности положиться на себя [21, с. 62] .

Какие особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте? В первую очередь, в младшем школьном возрасте агрессивное поведения становиться более организованным — инициатором агрессивного поведения является не один человек, а группа ребят, что дает почувствовать защищенность. Образование группы заметно меняет агрессивное поведение младших школьников. Пребывание в группе приводит к исчезновению страха понести наказание, к большей уверенности в своей правоте и своем могуществе, а также к желанию утвердиться группе. Кроме того, дети все меньше обращаться к помощи взрослого, решая свои проблемы [22, с. 42].

Считается, что мальчики более агрессивны, но это не совсем так. В наше время разница в агрессивных проявлениях между девочками и мальчиками значительно уменьшилась. Скорее агрессия мальчиков является более заметной для окружающих.

Дело в том, что агрессия мальчиков проявляется более открыто и грубо, она менее управляемая, при этом девочки научаются контролировать свое поведение значительно раньше, во многом благодаря стереотипным взглядам общества. Кроме того, так как девочки более чувствительны и впечатлительны, грубое проявление гнева им не свойственны. В результате чего, девочки рано заменяют физическую агрессию на вербальную, которая у них, чаще всего, проявляется в виде иронии и сарказма.

Мальчики чаще всего ведут себя агрессивно в учебе, спорте и при личной угрозе. Девочки же реагируют бурно на неблагодарность, психологическое давление и недооценку внешних данных. Гнев девочек определяется качеством взаимоотношений, в результате чего и возникает конфликтная ситуация.

Существуют различия по половому признаку и в направленности агрессивного поведения. Женский пол раньше обучается контролировать свое поведение, что приводит к тому, что их агрессивное поведение становиться избирательным. Мальчики же выплескивают свой гнев на всех окружающих без разбора. Эти же отличия характерны для групповых проявлений агрессии. В случае групповых столкновений девочки чаще выступают в роли заводил и подстрекателей, а мальчики - в роли исполнителей. Девочки предпочитают наблюдать на безопасном расстоянии [23].

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют заболевания головного мозга и соматические заболевания.

Очень часто причиной агрессивного поведения является семейная ситуация, так как огромную роль играет воспитание с первых дней жизни. Социолог Маргарет Мид в своих исследованиях доказала, что при резком отлучении ребенка от груди и сведении к минимуму контактов с матерью, у ребенка формируются такие качества как тревожность, жестокость, подозрительность, эгоизм и агрессия. Когда же ребенок окружен вниманием и заботой такие качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также большое влияние оказывают наказания. Как это ни парадоксально, но дети с агрессивным поведением встречаются, одинаково часто как у чрезмерно строгих, так и у мягких родителей. Одна из самых распространенных ошибок родителей — подавление всяческих проявлений детской агрессии. Исследования показали, что резкое подавление агрессивных проявлений приводит не к искоренению, а к их взращиванию. Многие взрослые отождествляют агрессивное поведение с насилием и запрещают игры с элементами враждебных проявлений. Ребенок, которого регулярно наказывают за такие игры, считает такие эмоции и мысли опасными и подавляет их. При этом сдерживание и подавление гнева приводит к различным отрицательным последствиям, в том числе и к психосоматическим заболеваниям. Кроме того, это приводить к тому, что ребенок не понимает, где располагается грань между конструктивным проявлением агрессии, допустимым в обществе и деструктивным, непозволительным проявлением гнева [24, с. 25].

В некоторых случаях детская агрессия вызывает встречную агрессию с взрослых и сверстников в этом случае возникает порочный круг, из которого выбраться, без помощи специалистов, практически невозможно. Насмешки, прозвища, шлепки, запреты, недоверие и прочее являются проявлением бестактного и грубого обращения с ребенком, подрастая, он отвечает родителям тем же.

Часто родители одобряют агрессивное поведение своих детей, даже не подозревая об этом. Например советуя драться, отстаивая свои права («дай сдачи») или провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей ( «с ним не дружи - он из детского дома»).

Развитие самоконтроля у младших школьников происходит через процесс идентификации, то есть стремление поступать как значимый взрослый, стремление перенять его привычки и манеру поведения. Именно через процесс подражания ребенок пытается получить одобрение со стороны взрослого, но не все в поведение самих взрослых можно считать образцовым. В поведении ребенка родителю больше всего не нравятся то, что свойственно ему самому. Причем родители не всегда осознают недостатки своего поведения, зато реагируют довольно бурно, когда видят его со стороны.

Мальчики, выросшие без отцов и воспитывающиеся в женском кругу более подвержены риску стать агрессивными. Примером может служить поэт М.Ю. Лермонтов, который воспитывался без отца, преимущественно бабушкой. Мальчик вырос упрямым, неуступчивым, возбудимым и склонным к конфликтам. Роковая дуэль была спровоцирована одной оскорбительной фразой в адрес сестры Мартыновна.

Мальчики, которые выросли в семьях с авторитарным отцом и уступчивой матерью, используя механизм идентификации с отцом, тоже отличаются агрессивным поведение по отношению ко всем, в том числе и к отцу. Вождь Октябрьского переворота, а позднее и большевистского государства Сталин рос такой семье. Отец-алкоголик постоянно бил и унижал сына, что привело к завуалированной и изощренной агрессии.

Девочки, которые растут в семье с жесткой и авторитарной матерью при уступчивом отце, больше склонны к агрессивным проявлениям, так как срабатывает механизм идентификации с матерью. Наблюдая за поведением матери девочки, приобретают черты грубости, конфликтности и агрессивности.

Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни девочки используют агрессивное поведение как механизм выживания. В таких условиях девочки приспосабливаются к окружающему миру, вырабатывают в себе активность и агрессивность, которая чаще всего носит инструментальный характер [25, с. 15].

Чего же добиваются дети своим агрессивным поведением? Они хотят получить больше свободы, хотят, чтобы их оставили в покое и, в концовке, получают свое. От таких детей не ждут выдающихся достижений и реже требуют выполнения обязанностей. В семьях, где помимо такого ребенка есть еще дети, нередко большее количество дел взваливается на более послушного ребенка, а агрессивному ребенку дают больше свободы. Все это приводит к тому, что агрессивный ребенок хуже социализируется, потому что не участвует в способствующих взрослению делах и не усваивает опыт взрослых.

Особого внимания в анализе причин агрессивного поведения заслуживает телевидение и другие средства массовой информации. В свободное от занятий в школе время дети получают и осваивают социальный опыт через СМИ. Высказываются опасения, что многие телепередачи и кинофильмы учат детей агрессивному поведению, так как в них насилие отображается как лучший способ достижения цели. Действительно, известны случаи преступлений-имитаций, совершить которые было бы не возможно, если бы не были разъяснены все тонкости совершенного деяния. Но может ли насилие с экрана спровоцировать ребенка на агрессивные действия? С нашей точки зрения фильмы с жестокими и кровавыми сценами способны повысить вероятность агрессивных проявлений. При этом, если в кинофильме агрессия наказуема, то это вызывает меньший посыл к агрессивному поведению. Например, мы видим, как кто-то убил человека и поплатился за это, маловероятно, что мы станем подражать персонажу в этом случае [26, с. 160].

Совместные просмотру фильмов ужасов и сериалов со сценами насилия в наше время является типичным способом времяпрепровождения младших школьников. Таким образом, средства массовой информации формируют и закрепляют в сознании младших школьников уверенность в том, что сила и жестокость являются действенным способом в достижении цели и регулятором в межличностных отношениях [27, с. 12] .

В той или иной степени агрессивное поведение характерно всем детям, но некоторые дети проявляют более выраженную склонность к агрессии, которая проявляется в высокой частоте агрессивных проявлений, преобладание прямой физической агрессии, направленность на физическую боль и страдание сверстников. Обычно число таких детей в детском коллективе составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы [28, с. 25].

Агрессивный ребенок думает, что окружающие относятся к нему враждебно и пренебрежительно. В общении со сверстниками такой ребенок ждет нападения и чувствует себя недооцененным. В мире и в других людях такой ребенок, прежде всего, видит себя. Окружающие выступают для него в виде обстоятельств, которые либо помогают, либо мешают достижению цели. Такая фиксированность на себе и своих интересах не позволяет ребенку взаимодействовать с окружающими, понять их. Поэтому такие дети не способны на сочувствие, сопереживание и содействие, что приводит к ощущению острого одиночества.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют: недостаток коммуникативных навыков, низкую самооценку, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, недостаточное развитие интеллекта и неразвитость игровой деятельности. При этом до сих пор остается не ясным, какие психологические свойства влияют на агрессивное поведение более всего.

На основе теоретического анализа нами был составлен портрет агрессивного ребенка младшего школьного возраста.

Практически в каждом классе есть хотя бы один ребенок с явными признаками агрессивного поведения. Он намеренно употребляет бранные слова, бьет и обзывает своих одноклассников, и зачастую объективных причин для этого у него нет. Со временем ему удается стать отрицательным лидером в классе, но он остается один и другие дети в классе его избегают.

Такой ребенок — источник негодования и огорчений учителей и родителей.

Агрессивный ребенок в этом возрасте склонен винить других в своих ошибках и часто спорит с взрослыми. Эмоциональный мир такого ребенка не богат, а реакции на стандартные ситуации однотипные.

В этом возрасте агрессивный ребенок подозрителен, насторожен, завистлив и мстителен. Кроме того он весьма чувствителен к оценке окружающих и быстро раздражается на реакции тех, кто его раздражает.

Ребенок часто теряет контроль над своим поведением, и стремиться обвинить других в своих агрессивных действиях.

В поведении такого младшего школьника можно заметить, что он специально раздражает других, что бы привлечь внимание к себе.

Такой ребенок часто чувствует себя отверженным и ненужным и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. При этом конструктивными способами привлечения к себе внимания он, как правило, не владеет.

Такому ребенку кажется, что весь мир настроен против него и все окружающие намерены причинить ему вред. Ребенок этого возраста не способен самостоятельно оценить свою агрессию и поэтому не замечает, что сам вселяет страх и беспокойство в окружающих.

Своими агрессивными действиями ребенок борется за свое место в этом мире и не имеет иного представление как защитить себя.