11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
(И.О. Якиманская)
Лучший подарок для будущего - прошлое.
Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, в процессе восприятия и понимания им мира людей я вещей.
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Акцент целей
• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
• Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка.
• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Гипотезы
•. Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
• Ученье есть не производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучени и ученья. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на раскрытие и использование опыта каждого ученика, помощь становлению личностно значимых способов познания.
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.
ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены моти-вационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает создание дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию. Основные требования к разработке дидактического обеспечения :
• учебный материал должен выявлять содержания индивидуального опыта ученика;
• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием новых знаний;
• активное стимулирование ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен предоставлять ученику возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но процесса учения;
• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя:
• инициирование опыта учения;
• развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности каждого человека.
Позиция ученика:
• свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
• самопознание, самоопределение, самореализация.
Литература
1. Атутав П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством* - М., 1962.
2. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
3. Верцинская Н.Н. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
5. Вопросы психологии способностей школьников / Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
8. Леей В. Искусство быть собой. - М., 1973.
9. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
11. Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И.С.Якиманской. - М., 1990.
12. Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. - 1964. -Ли 3.
13. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. — № 5.
14. Шадриков В,Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
15. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние»1 и "внутренние" формы // Директор школы. - 1995. - >63.
16. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М., 1985.
17. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. - 1989. - Мб.
18. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
- Профессиональная педагогическая библиотека
- Современные образовательные технологии
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- 4. Особенности содержания образования:
- 5. Процессуальная характеристика:
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 3. Горюнова л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1903. - м 1.
- 6.6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в д. Шадриков)
- 1. Индивидуальная
- 6.8. Групповые технологии
- 1) Подготовка к выполнению групповою задания.
- 5) Заключительная часть.
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе. Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.ВТарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц – уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- VIII. Частнопредметные педагогические технологии
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г Хазанкин)
- Частнопредметные педагогические технологии
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- Сравнительные представления технологии
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения
- III Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (п.С.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Целевые ориентации
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий