logo search
Шакурова

5. Социальный педагог

8.Средства| р 9 Программы | МО-ЭтапыСПД"[

11. Дети и подростки: уровни развития и социализации

Выход: социализированный ребенок

Модель социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования

Содержательную сторону социально-педагогической де­ятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образован­ности детей, их социализацию и подготовку к жизни. Про­граммы разных уровней должны:

Аккумулируя современный уровень знаний в той или иной области, программа должна органически включать основы знаний о социальных нормах и моральных ценно­стях, закладывать мотивационные ориентиры на трудо­вую деятельность, способствовать развитию у обучающихся способность к саморегуляции поведения в среде сверст­ников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в се-

мейно-бытовой сфере, обучение досугу, подготовку к выбору социально ценных способов использования свободного времени, сохранения и укрепления здоровья, формиро­вания способности к саморегуляции физического разви­тия.

Применяемые в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей формы работы под­разделяются на теоретические (лекции, беседы, диспу­ты) и практические, в которых дети и подростки имеют возможность опробовать полученные теоретические зна­ния, умения -и навыки в условиях, приближенных к ре­альным жизненным ситуациям (экспедиции, походы, экскурсии, слеты, конференции и т.д.).

Использование названных форм позволяет детям по­лучать навыки научно-поисковой и экспериментальной работы, что способствует развитию познавательных спо­собностей и творческого потенциала каждого ребенка, фор­мированию нового типа мышления, поведения и соци­ально значимой деятельности, основанных на целостном мировоззрении.

Такие формы работы с детьми позволяют сочетать на­учно-поисковую, творческую деятельность с изучением жизни и быта людей, проживающих как на территории России, так и за рубежом. При этом образовательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добро­вольностью совместной деятельности. Он отличается большой демократичностью общения, что способствует более ин­тенсивному процессу социализации формирующейся лич­ности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно большом (по сравнению с семь­ей, школой, двором) информационном пространстве, а также помогает формировать навыки принятия самостоя­тельного решения.

Сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности личности, нормы социального общения, но и реализуют­ся на практике достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер.

Дополнительное образование способствует формирова­нию равноправных отношений детей со взрослыми на ос­нове общих интересов и ценностей. В учреждениях допол­нительного образования детей возможности и специфика

146

147

социально^педагогической деятельности позволяют в от­личие от других видов образования объединять в сотвор­честве детей и взрослых все группы обучающихся — ода­ренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциаль­ным формам поведения и тл.

Содержательная сторона социально-педагогической де­ятельности и ее формы комплексно интегрируются в ди­намику управления социально-педагогической деятельно­стью, отражая одновременно принципы возрастного, лич­ностного подхода, природообразности и культурообразности.

Принцип возрастного подхода в управлении социаль­но-педагогической деятельностью учреждений-дополни­тельного образования детей обязывает обеспечивать целе­направленное развитие личности с учетом использования особенностей и возможностей каждой возрастной груп­пы, а также социально-психологических возможностей групп и коллективов.

Принцип личностного подхода обязывает руководителя считаться с тем, что в процессе педагогического сотруд­ничества педагога и воспитателя отношение к последнему должно быть как к личностиь как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.

Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его направленность на развитие личности воспитанника (а не только на пре­подавание), а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Дополнительный характер образовательной деятельности ориентирует ее на необходимость дополнения базового (шкаль­ного) обучения, в том числе и досуговыми воздействиями* а также посредством использования природных, социальных и культурных влияний на становление личности.

Принцип природосообразности образовательной деятель­ности предполагает, что она должна основываться на на­учном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы, общества и личности. В этой связи содержание и формы образовательной деятельности, стиль взаимодействия вос­питателей и воспитуемых учитывают определенную поло­вую и возрастную дифференциацию как в образовании, так и в организации жизнедеятельности общностей вос-^ питуемых.

Современная трактовка принципа культуросообразнос-

ти предполагает, что образовательная деятельность учреж­дений дополнительного образования детей должна осно­вываться на общечеловеческих ценностях культуры и стро­иться в соответствии с ценностями и нормами конкретных, национальных и региональных культур, не противореча­щих общечеловеческим.

В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом: физической, материальной, духовной, интеллектуальной, коммерчес­кой, политической, религиозной, духовной, интеллекту­альной нравственной, бытовой, сексуальной, художествен­ной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе) и др.

Методы образовательной деятельности аккумулируют в себе наиболее общие способы осуществления в процессе образования взаимодействия и способов решения конк­ретных задач.

В условиях динамизма организации образовательного процесса учреждением дополнительного образования де^ тей метод изменения деятельности и общения играет важ­ную роль в управлении социально-педагогической дея­тельностью. Он ориентирует руководителей на целесооб­разность введения новых видов деятельности и общения на основе тщательного учета интересов и потребностей самих ребят, наличия материальных и кадровых предпо­сылок для обеспечения достаточно высокого уровня вво­димой деятельности и анализа воспитательного потенциа­ла того или иного вида деятельности в конкретных усло­виях.

Группа методов изменения отношений ориентирует принимаемые управленческие решения в сфере социаль­но-педагогической деятельности на учет интегральных ха­рактеристик изменяемой системы отношений, таких, как стиль (или тон) жизни, социально-психологический климат, поле коллектива и др. Кроме того, при изменении дело­вых отношений эти методы предопределяют ориентир на корректировку не всей системы, а лишь одного из ее ас­пектов, в данном случае осуществляется более точное раз­граничение ролевых функций участников совместной де­ятельности, определение прав и обязанностей, а также через регламентацию деловых отношений с помощью тра­диций и обычаев коллектива или специальных докумен-

148

149

тов. Важным условием эффективности деловых отноше­ний является определение функции ее конкретного носи­теля, позволяющее обеспечивать сменность детского ак­тива, устойчивость коллектива. Другим важным условием является ограничение полномочий самого педагога в лю­бых видах деятельности. Изменение же неформальных меж­личностных отношений обязывает учитывать сложность и психологический уровень образовательного взаимодействия, с большой осторожностью применять элементы группо­вой психотерапии, а также современные организацион­ные, обучающие и развивающие технологии (ролевые, театрализованные, деловые, организационно-деятельное -тные, рефлексивно-инновационные и другие игры). Все эти формы должны вводиться в жизнедеятельность детс­кого коллектива лишь при условии их педагогической це­лесообразности, соответствия потребностям и интересам самих детей.

Третья группа методов образовательного процесса (ис­пользуемых в управлении социально-педагогической дея­тельностью) связана с изменением идеальных компонен­тов образовательной системы: коллективных целей, в том числе педагогических; устойчивых представлений коллектива о самом себе и своем положении в мире, представлении о перспективах развития коллектива и его истории. Идеаль­ные компоненты системы могут существовать как в сло­весно-логической форме (в виде устойчивых выражений, формулировок, легенд, историй), так и в образной фор­ме — в виде представлений о коллективных ценностях и эталонных ситуациях. Педагоги могут влиять на идеаль­ные компоненты, вводя в оборот новые идеи, лозунги» афористические фразы, создавая определенные образы. Пе­дагогическая работа с идеальными компонентами систе­мы иногда неоправданно сужается до целеполагания, тог­да как цели являются лишь одним из многих идеальных компонентов и далеко не всегда выступают в качестве основного регулятора жизнедеятельности воспитательно­го коллектива.

Рассмотренные здесь принципы и методы не охватыва­ют всего их многообразия. Охарактеризована лишь та их небольшая часть, которая выходит в той или иной мере на технологию совершенствования социально-педагоги­ческой деятельности применительно к специфике сегод­няшних условий жизнедеятельности учреждений допол­нительного образования детей.

Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей является одним из значимых институтов социализации личности, приближенных к интересам конкретной личности, семьи и общества. По уровню организации и управления, содержанию и фор­мам, наличию комплексных программ учреждения допол­нительного образования детей претендуют на роль соци­ально-образовательных комплексов.