logo search
Кн Селевко Г К консп

12.2. Модель «Русская школа»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

Ф.Тютчев

Гончаров Иван Федорович - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета.

Погодина Людмила Николаевна - директор учебно-экспериментального ком­плекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москвы и объе­диняющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начи­ная со времен М.В. Ломоносова, Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И.А. Ильин, К.А. Тимирязев, H.И.Бердяев, В.В. Розанов и в новое время Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

В школе дореволюционной России национальная идентификация осуществлялась с помощью преподавания на русском языке, православия (изучения Закона Божьего), после революции эту роль выполняли русский язык и коммунистическое воспитание.

С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И.Ф. Гончаров) стараются максимально насытить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведческий материал.

Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство. В преподавании преодолевается , по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой.

Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержани-ем (молитвами, житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением). Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь в различных регионах страны (М.Щетинин).

Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к куль-турному наследию как фактору развития России.

Национальная школа - это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование; «нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания* (С.Гессен).

Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в с.ш. №141 г. Москвы (Л.Н.Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений» интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям*