logo search
межкультурная толерантность младших школьников

Оценка результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следую­щей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе: 10 баллов — выбор для ответа пункта «а». 5 баллов — выбор из ответа пункта «б»; 1 балл — выбор для ответа пункта «в». Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени раз­витости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Рисунок 1 - Результаты проведения анкетирования родителей и учителей на констатирующем этапе эксперимента

37,5 % - количество детей, имеющих высокий уровень культуры межнациональных отношений;

37,5 % - количество детей, имеющих средний уровень культуры межнациональных отношений;

25 % - количество детей, имеющих низкий уровень культуры межнациональных отношений;

3. Методика. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:

  1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

  2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

  3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

  4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

  5. Кто в твоей семье главный?

  6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?

  7. кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

  8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

  9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;

- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;

- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;

- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска.

Таблица 2