16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
Подростковый возраст – это период от 11-12 до 14-15 лет - зачастую называют переходным, критическим, переломным. Меняется внутр позиция подростка, совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, следовательно, по-новому относиться к себе, меняется отношение к школе, к семье, к сверстникам. Все это и обуславливает соц ситуацию развития. Период ускорения физич развития и полового созревания называется пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышения количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов, появление вторичных половых признаков, изменения происходят во всех органах и системах организма. У мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет. У девочек на 11 лет и 8 месяцев. Изменение в организме повышает интерес к своей внешности, мальчик обычно озабочены низким ростом, недостаточным развитием мускулатуры, девочки высоким ростом и излишним весом. Взрослым необходимо помочь детям принять свой новый образ. Требуется понимание, терпимость, тактичность и подросток должен чувствовать, что его любят и он красив.
Новообразование – это чувство взрослости, однако физически, психически и социально он еще не может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым. По поводу ведущего типа деятельности взгляды отеч психологов расходятся- 1. остается учение (Божович), 2. интимно личностное общение со сверстниками (Эльконин), 3. общественно-полезная деятельность (Фельтштейн).
Когнитивное развитие – наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии происходят в сфере мышления. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать предположения, строить прогнозы, анализировать, оценивать свои умственные действия. Таким образом, начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций. Дальнейшее развитие когнитивных способностей подростков приводит к самокритике, в результате развивается новая форма центризма, которая имеет два направления: феномен воображаемой аудитории, персональный миф. Дисморфофобия – это страх перед толпой. Персональный миф – это миф о собственной исключительности, убежденность в собственной неуязвимости. Даже возникает чувство бессмертия. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни, замкнутый подросток видит себя героем и ему рукоплещет толпа.
Возраст от 11-12 лет – это период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, но отличается поверхностностью и носит внеучебный характер.
Личностное развитие.
Личностная нестабильность – одна из главных особенностей взрослых, основные противоречия присущи этому возрасту: чрезмерная утомляемость и активность, безумная веселость и уныние, уверенность в себе и трусливость, застенчивость, эгоизм и альтруизм, высокие нравственные стремления ии низкие побуждения, страсть к общению и замкнутость, чувствительность и апатия, любознательность и умственное равнодушие.
В период от 12 до 14 лет происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе. Одним из главных результатов является формирование чувства взрослости, возникает на основании значительных сдвигов в физич развитии и половом созревании, растущей самостоятельности ребенка, сравнения себя со взрослыми. Виды взрослости:
1. подражание внешним признакам взрослости (курение, алкоголь, особый лексикон ит.п.)
2. равнение подростков-мальчиков на качество настоящего мужчины (сила, мужество)
3. социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослыми в разных видах деятельности, где ребенок занимает место помощника.
4. интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении познавательной деятельности и расширению собственных знаний в какой-либо области науки, ис-ва, которая носит внеучебный характер.
В подростковом возрасте несколько самооценка и отмечается рост негативного восприятия себя.
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.