logo search
психология гос теория шпора

16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.

Подростковый возраст – это период от 11-12 до 14-15 лет - зачастую называют переходным, критическим, переломным. Меняется внутр позиция подростка, совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, следовательно, по-новому относиться к себе, меняется отношение к школе, к семье, к сверстникам. Все это и обуславливает соц ситуацию развития. Период ускорения физич развития и полового созревания называется пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышения количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов, появление вторичных половых признаков, изменения происходят во всех органах и системах организма. У мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет. У девочек на 11 лет и 8 месяцев. Изменение в организме повышает интерес к своей внешности, мальчик обычно озабочены низким ростом, недостаточным развитием мускулатуры, девочки высоким ростом и излишним весом. Взрослым необходимо помочь детям принять свой новый образ. Требуется понимание, терпимость, тактичность и подросток должен чувствовать, что его любят и он красив.

Новообразование – это чувство взрослости, однако физически, психически и социально он еще не может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым. По поводу ведущего типа деятельности взгляды отеч психологов расходятся- 1. остается учение (Божович), 2. интимно личностное общение со сверстниками (Эльконин), 3. общественно-полезная деятельность (Фельтштейн).

Когнитивное развитие – наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии происходят в сфере мышления. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать предположения, строить прогнозы, анализировать, оценивать свои умственные действия. Таким образом, начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций. Дальнейшее развитие когнитивных способностей подростков приводит к самокритике, в результате развивается новая форма центризма, которая имеет два направления: феномен воображаемой аудитории, персональный миф. Дисморфофобия – это страх перед толпой. Персональный миф – это миф о собственной исключительности, убежденность в собственной неуязвимости. Даже возникает чувство бессмертия. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни, замкнутый подросток видит себя героем и ему рукоплещет толпа.

Возраст от 11-12 лет – это период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, но отличается поверхностностью и носит внеучебный характер.

Личностное развитие.

Личностная нестабильность – одна из главных особенностей взрослых, основные противоречия присущи этому возрасту: чрезмерная утомляемость и активность, безумная веселость и уныние, уверенность в себе и трусливость, застенчивость, эгоизм и альтруизм, высокие нравственные стремления ии низкие побуждения, страсть к общению и замкнутость, чувствительность и апатия, любознательность и умственное равнодушие.

В период от 12 до 14 лет происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе. Одним из главных результатов является формирование чувства взрослости, возникает на основании значительных сдвигов в физич развитии и половом созревании, растущей самостоятельности ребенка, сравнения себя со взрослыми. Виды взрослости:

1. подражание внешним признакам взрослости (курение, алкоголь, особый лексикон ит.п.)

2. равнение подростков-мальчиков на качество настоящего мужчины (сила, мужество)

3. социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослыми в разных видах деятельности, где ребенок занимает место помощника.

4. интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении познавательной деятельности и расширению собственных знаний в какой-либо области науки, ис-ва, которая носит внеучебный характер.

В подростковом возрасте несколько самооценка и отмечается рост негативного восприятия себя.