logo search
Вопросы к ГЭК по ТиММузВоспДетДВ

Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Развитое музыкальное восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, в тоже время его развитию могут способствовать все виды музыкальной деятельности. Организация развития музыкального восприятия на музыкальных занятиях воспитателем либо музыкальным работником предполагает использование системы методов и приемов. Среди наиболее используемых выделяют – наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный и практический.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки, качество ее звучания) – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. Важно выразительное, грамотное исполнение, в ином случае музыка не вызовет в детях эмоционального отклика, сопереживания.

Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать их возможности восприятия.

На занятиях целесообразно использовать слушание в аудиозаписи с живым исполнением, что способствует обогащению восприятия музыки. Так музыкальное произведение исполненное педагогом можно сравнить с исполнением этого же произведения в записи. Важно заострить внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку предпочтительнее слушать в записи, так как необходимо сохранить при восприятии оркестровую красочность. Это также дает возможность педагогу познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна. Такие сопоставления придают наглядному методу проблемный характер и способствуют возникновению заинтересованности детей, активизации их слухового внимания.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Данная наглядность используется с целью усиления впечатления детей от прослушанной музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие к музыке. Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу. Целесообразнее использовать показ репродукций картин после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также велико. Это не просто обычный пересказ чего-то, а рассказ, направленный на углубление восприятия музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества и интересы.

От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Зачастую эта установка представляет собой беседу перед слушанием. Вместе с тем отмечаются различные возможности педагогов в организации беседы: иногда сводится к сообщению названия произведения, показу портрета автора, а затем при повторном слушании к поискам изобразительных моментов и сюжетности, либо муз. руководитель не сообщает детям название пьесы и ее автора, а предлагает ответить на вопросы по представлениям изобразительного характера на музыку или назвать произведение. Но в первую очередь, не исключая отмеченных методических приемов в организации беседы внимание муз. руководителя должно быть направлено на необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие. Схема беседы с дошкольниками можно представить в виде последовательного решения таких вопросов, как – какие чувства передает музыка, о чем рассказывает, как рассказывает музыка. При этом каждый раз беседу надо начинать с определения характера произведения в целом и расширения определений детей. Основа содержания музыки – выражение настроений, чувств. поэтому очень важно начинать беседу с главного – определения эмоционально-образного содержания музыки. Со временем беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным.

Последовательность построения беседы по восприятию произведения

Первоначальное знакомство с музыкальным произведением: различение чувств, настроений, выраженных в музыке. Педагог сообщает название произведения, говорит кто автор, предлагает определить характер, исполняет целиком  дополняет ответы  исполняет повторно.

На втором занятии можно исполнить фрагмент данного произведениядети вспоминают название и автора произведенияповторная установка на определение характера произведенияизобразительные моменты связываются с настроением, характером музыки  фрагментарное и целое исполнение.

На третьем занятии предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определяется их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется.

В зависимости от сложности произведения его слушание может быть организовано на большем количестве занятий.

Практический метод в развитии музыкального восприятия не менее важен, чем словесный и наглядный. Для того, чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. С целью развития музыкального восприятия используются следующие приемы: прием оркестровки музыкальных произведений – используется не столько для овладения дошкольниками навыками игры, сколько для творческого применения. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Данный прием способствует развитию дифференцированного восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки, изобразительных моментов. Например, для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать четкий тембр барабана или бубен, а нежный характер – мягкий и нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например, капельки росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие погремушки. Прием оркестровки побуждает дошкольников внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Прием передачи характера музыки в движениях – акцентировать внимание детей на том, что выбирая движения, необходимо прислушиваться к характеру музыки, а не только опираться на тексты песен, если они есть. Необходимо через движение подчеркнуть смену характера музыки, передать образ.

Приемы развития музыкального восприятия дошкольников необходимо варьировать на занятии, сочетать друг с другом.

Методы развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста тесно связаны между собой, что также предполагает при этом взаимосвязь приемов. Например, прием сравнения активизирует процесс восприятия, делает его более дифференцированным. Данный прием могут сочетать в себе различные методы.

Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание. Могут использоваться произведения одного жанра, произведения, имеющие одно название либо близкие по тематике, произведения схожие по общему характеру, но с различными оттенками.

Прием цвет – настроение позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки; помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки.

Прием синтеза искусств включает в себя показ репродукций картин, иллюстраций, чтение стихотворений к определенному музыкальному произведению.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях, необходимо использовать различные формы организации музыкальной деятельности детей – концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать музыку во второй половине дня.

Дополнительная информация

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. На основе данных источников движений выделяют следующие виды ритмики: музыкально-ритмические упражнения: подготовительные (разучивание движений к пляскам, несюжетным играм), образные (уточняют движения персонажей сюжетной игры), упражнения-композиции (продолжительны, содержат много составных элементов); музыкальные игры: игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). Танцы, пляски, хороводы: зафиксированные (авторская композиция движений, точное ей следование) и свободные (придуманные детьми). Музыкально-игровое и танцевальное творчество: оперы-игры, оперы-сказки, утренняя гимнастика с музыкой, игры с пением.

Упражнения основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки) педагог объясняет детям задание, например, «На первую часть музыки идите за ведущим вперёд, на вторую часть – повернитесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, идите за ним». Предлагает детям выполнить задание.

Подготовительные упражнения в ходе их разучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопровождение. Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал. Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям.

Образные упражнения уточняют движения персонажей сюжетной игры. Педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолётов.

Упражнения – композиции обычно продолжительны, содержат много составных элементов; различные построения, гимнастические движения с предметами. Поэтому его трудно показать и разучить целиком. Музыкальные произведения к упражнениям – композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, сначала слушаются и анализируются детьми, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям.

Музыкальные игры. Несюжетная игра перед ее исполнением дети при помощи подготовительных упражнений разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, какие движения они должны делать. Уточняет ответы детей и рассказывает, что и когда надо выполнять – дает игровое задание, объясняет правила игры. Предлагает детям начать игру.

Сюжетная игра перед первым проведением игры педагог рассказывает её содержание – сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведения. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В старших группах в играх с пением текст с пением разучивается заранее. По окончании игры педагог оценивает деятельность детей, предлагает поиграть ещё.

Пляски. Перед разучиванием любого вида пляски музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми. Потом разучиваются подготовительные упражнения, и только после этого пляска показывается целиком или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой.

В народных плясках обязательно присутствуют подлинные народные плясовые элементы. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Методика её разучивания аналогична методике разучивания современного детского и характерного танца.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: оперы-игры, оперы-сказки, утренняя гимнастика с музыкой, игры с пением.

Утренняя гимнастика способствует укреплению детского организма, развитию физических качеств посредством основных движений, строевых и общеразвивающих упражнений с элементами художественной гимнастики.

Детские оперы-игры и оперы-сказки могут быть реализованы в качестве развлечений дошкольников. Однако они требуют музыкальной, хореографической подготовки, разработки сценария, оформления декораций, костюмирования участников.

36