Изменение работоспособности учащихся в течение недели, в баллах (по м.Н. Шардокову)
Норма | Дни недели | |||||
Понед. | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
100 | 98 | 105 | 109 | 96 | 95 | 94 |
Вместе с тем, следует учитывать недельную, месячную и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.
При правильно составленном расписании уроков, наибольшая интенсивность нагрузки для учащихся старших классов должна приходиться на вторник и (или) среду; для школьников младшего и среднего звена - на вторник и четверг при несколько облегченной среде.
Трудные уроки (табл. 2.) следует включать в расписание вторыми и третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка.
Трудные уроки необходимо чередовать с легкими, а статистические с динамическими.
Таблица 2.
- Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья
- Методика антропометрических измерений
- Оценка физического развития
- Методы оценки физического развития
- Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе
- 1. Снижение уровня работоспособности.
- 2. Ослабление внутреннего торможения.
- Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
- Изменение работоспособности учащихся в течение недели, в баллах (по м.Н. Шардокову)
- Деление предметов по трудности
- Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
- Практическая работа
- 1. Исследование уровня работоспособности в динамике.
- 2. Определение латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражители.
- Тема 8. Закаливание. Здоровый образ жизни. Гигиенически требования к организации режима труда, отдыха, питания с учетом биологических ритмов, социально-гигиеническое значение вредных привычек