10. Белорусские программы по музыке. Учебно- методический комплекс. Работа с учебником на уроке
Краткая характеристика изменений в содержании и построении школьной программы по музыке. Логика тематизма программы и связь его с восприятием и развитием музыкального мышления школьников. Раскрытие многосторонних связей музыки и жизни - сверхзадача программы, её методологическая основа. Творческая деятельность учителя и учащихся в современных программах по музыке, её методическое обеспечение. Взаимосвязь композиторской, исполнительской и слушательской позиции в обучении музыке. Национальная основа музыкального образования. Виды музыкальной деятельности и их взаимосвязь. Творчество учителя в интерпретации и репертуарной политике программы. Функции учебника по музыке на уроках и в домашней работе обучающихся. Фонохрестоматии, нотные хрестоматии, книги, интернет-ресурсы для учителя и обучающихся.
Белорусская программа по музыке – отечественный вариант системы Д. Б. Кабалевского. Опыт работы белорусской школы по программе – совершенствование методологических аспектов программы и методики преподавания музыки с учетом современных достижений педагогической науки и практики, а также с учетом адаптации программы к условиям национальной белорусской педагогики искусства.
Экспериментальная программа «Искусство» - теоретическое осмысление и практическая апробация методических подходов к работе с детьми 6-летнего возраста. Вклад работы по программе в подготовку школьной реформы музыкального образования.
Учебник по музыке – составляющая учебно-методического комплекса по музыке. Структура учебно-методического комплекса по музыке.
Учебник по музыке в историческом аспекте (А. Гриневич, М. В. Анцев, Н Чуркин, А. И. Барановская, В. Д. Кострулев, Л. С. Бабенко, В. А. Мистюк, С. А. Чопчиц).
Структура учебника музыки.
Функции учебника на уроке музыки (функции наглядности; создавать ассоциативный ряд, атмосферу урока; быть опорным сигналом урока; учебник как справочник; поддерживать и развивать интерес ученика к уроку музыки; помощь ребенку в домашней работе; в подростковых классах учебник – книга для чтения по музыке дома с последующим анализом на уроке).
Воплощение принципа наглядности в работе с учебником.
Организация творческой деятельности учащихся с помощью работы с учебником по музыке.
Методика работы с учебником при подготовке учителем урока музыки.
Методика организации работы с учебником учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания.
Одна из современных программ (предпоследняя) по музыке для общеобразовательных школ в Республике Беларусь была утверждена в 2004 году. Научный руководитель программы – Н.Н.Гришанович, авторы – Н.В.Александрова, Т.А.Боровик, С.В.Лепешкин, А.И.Суханова, В.Н.Ященко.
В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).
Вхождение ребенка в музыку – это постепенное раскрытие его духовности, возвышение его чувств, приобщение к различным видам соинтонирования, наполнение «интонационного словаря» (Б.Асафьев), формирование ценностных отношений к музыке и жизни. Это раскрытие творческого потенциала личности, которое не сводится к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, но допускает их формирование.
В программе четко выражен педагогический взгляд на музыку. Музыка, как и другие виды искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного становления человека. Воздействуя интонационно на чувства, известные и неизвестные пласты человеческой психики, на человека в целом, музыка активно формирует взгляд человека на мир, его самосознание себя в мире, и его восприятие этого мира.
Духовные ценности, воплощенные в музыке – общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Большое значение в этом процессе имеет явление катарсиса – эмоционального очищения и просветления души. До вершин катарсиса ведет целый путь – эмоционального и художественного развития личности. Поэтому важнейшая задача музыкального воспитания – развития художественного восприятия детей и воспитание эстетических чувств
Музыка так же – язык духовных отношений, владеть которым, нужно учиться. Это способ приобщения к общечеловеческому духовному опыту, который выражается в особенностях музыки народов мира. Формами приобщения является образно-творческая деятельность, собственная интерпретация образа музыкального произведения, исходя из особенностей его музыкального языка, личности композитора, исторических особенностей эпохи и традиций исполнительства.
В центре музыкально-воспитательного процесса в программе поставлена личность ученика. Это требует использования диалогичного постоянного подхода к преподаванию. В его основе лежит система связи музыкального произведения с культурой, с жизненным и художественным опытом ученика, его активной интонационной позиции на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление индивидуальности личности в процессе совместного открытия знаний, многовариантного решения задачи, расширения личного опыта через соединение с опытом других и т.д.
Вводя учеников в мир музыки, важно не загружать их объемом знаний о ней, а постоянно включать их в систему её коммуникативных связей, проигрывать эти связи диалогичными различными способами – т.е. – вступать в контакт с автором, эпохой, исполнителем и т.д. Секрет воздействия музыки находится «на пересечении познания искусства и отношения с искусством» (А.Леонтьев)
Диалогический метод основан на: сопереживании, совместном поиске, совместном творчестве, художественном сходстве и контрасте, проблемности и поиске. Важнейшее средство диалогизации учебного процесса – это расширение его художественного пространства:
- разнообразие звуковой палитры выразительными шумовыми звуками, с помощью звучащих жестов, разговорного интонирования, свободного рисования голосом и т.д., т.е. - применение методики полиинтонирования, которая позволяет проинтонировать смысл музыки на параллельных художественных языках – жест, цвет, слова, мимика, рисунок. Сценическое действие и т.д.
- создание ассоциативной атмосферы на уроке с помощью разных видов искусства.
Это коренным образом меняет позицию учеников на уроке, они становятся субъектами образовательного процесса, активными участниками образно творческого процесса.
Отношение к музыковедческим понятиям
Имеющийся интонационный опыт детей постепенно должен обогащаться с помощью музыковедческих понятий. Они заложены в программу, но не статично, не как свод правил, а как путь «индивидуальных открытий», обоснованный жизненным и художественным опытом ученика. Например интонация – сначала в голосе, жесте движении человека, потом интонация как зерно музыкального образа, способное передать жест, движение, голос и т.д.
Стержень программы – тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального восприятия и мышления растущего ребенка. В основе тематики – система общих представлений о музыке, разработанная Д.Б.Кабалевским.
Художественный репертуар, включенный в программу, носит рекомендационный характер. Основное требование к репертуару – он должен раскрывать тему в разнообразных видах деятельности на уроке.
Основная форма организации музыкально-образовательного процесса – урок. Для современного урока музыки характерна целостная гибкая структура, с разнообразием художественных образов, видов музыкальной деятельности и эмоционально-образной драматургии. В соответствие с тематическим построением учебного материала выкристаллизовывается следующая типология урока:
- Уроки введения в тему;
‑ Уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;
- Уроки обобщения темы;
- Уроки контроля освоения темы.
Каждый тип урока может быть воплощен в разные формы:
- проблемные и творческие уроки, уроки исследования и игры, уроки концерты, уроки спектакли, уроки загадки, уроки турниры, уроки экскурсии, путешествия, ярмарки, сказки и т.д.
- монографичные, интегрированные, панорамные уроки и т.д.
Важно, что бы каждый урок не только раскрывал тему четверти и её элементы, но и свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока-спектакля, который имеет сюжет, ролевой план и морально-эстетическую кульминацию.
Современный урок музыки строится по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, сходству и контрасту художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением ведется в разных видах деятельности. Тем самым воплощается методика «быстрого» ведения урока, когда одна учебная задача решается на разных художественных произведениях (контрастных, или похожих). Или на одном художественном материале решаются разные задачи в разнообразных видах деятельности. Большое значение имеет художественно-ассоциативная атмосфера на уроке, которая должна создавать необходимую психологическую атмосферу. Здесь помогут не только эмоционально-образная драматургия, но и профессионализм и артистизм учителя музыки.
Кабинет музыки. Достаточно просторное и эстетически оформленное помещение, которое находится вдали от столовой и физкультурного зала. Имеет приспособления для затемнения, и для занятий ритмикой. Кабинет должен быть оформлен и укомплектован звукопроизводящей и звукозаписывающей аппаратурой, видео- и экранными средствами, фонотекой, слайдотекой, детским инструментарием, учебно-методическим комплексом по музыке, фортепиано, народные инструменты и т.д.
Личность учителя. Творческая, с развитым внутренним миром, художественным мышлением, духовной культурой личность. Учитель – тонкий психолог, владеющий мастерством художественно-педагогических отношений, интеллигентный человек, широко образованный, современный, с активной жизненной позицией. Это носитель национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры. Он должен быть выразительным, артистичным, владеть исполнительским мастерством, уметь преподавать свой предмет в условиях двуязычья.
Системная организация развития музыкального образования в форме таблицы:
Классы, часы | 1-й класс | 2-3 | 4-5 | 6-7 |
Этапы развития музыкального мышления учащихся | Протоинтона-ционный (донотный) | Музыкально-речевой (нотный) | Композиции-онный | Концептуаль-ный |
Приоритетная позиция учащихся в обучении |
Исполнитель → Композитор → Слушатель |
Домашние задания по музыке: должны ориентировать слуховое внимание учеников на музыку, которая звучит во круг них. Иллюстрации, подбор и сочинение слов по ритму, музыкальная или пластическая импровизация, создание собственных либретто, рассказов, частушек и т.д. разработка исполнительского плана и т.д.
Оценка. Стимулирующая. В её основе – оценивание достижений ученика, его творческих проявлений. Она служи созданию «ситуации успеха».
- от 5 до 10 баллов;
- коллективная оценка;
- в 1 и 2 классах оценки нет;
- можно выставлять оценки не за четверть, а за полугодие.
В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение растущего человека.
Последняя программа – 2009 го – концептуально является преемницей программы Д.Б.Кабалевского.
Цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в "искусство интонируемого смысла" (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.
Задачами учебного предмета «Музыка» являются:
воспитание любви к музыке;
освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
В основе тематического построения программы лежит разработанная Д.Б.Кабалевским система обобщенных представлений о музыке как важной части культуры общества и самоценном виде искусства. Тематизм программы структурирован в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся.
Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями. В процессе обучения учащиеся должны не только практически освоить интонационный язык музыки, но и приобрести коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественным произведением, автором, эпохой.
Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. В свою очередь, освоение основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.
Программа предполагает использование различных видов музыкально-художественной деятельности. В сферу музыкально-художественной деятельности учащихся входят слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация и др.
Художественный репертуар, представленный в программе, является примерным. Он является ориентиром для учителя в репертуарном оснащении предмета. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.
С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется ежегодное обращение к «Дзяржаўнаму гімну Рэспублікі Беларусь»: в I-III классах – для слушания, в IV классе – для исполнения. При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.
В процессе реализации программы предполагается широкое использование следующих методов:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- перспективных и ретроспективных связей;
- игры;
- эмоциональной драматургии;
- художественного контекста.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:
уроки введения в тему;
уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;
уроки обобщения темы;
уроки контроля усвоения темы.
Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.
В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.
Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.
- Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства
- 3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике
- 5. Единство общедидактических и специфически художественных принципов музыкального образования
- 6. История музыкального воспитания в России и Беларуси в хх веке
- 7. Музыкально-педагогические концепции б. В. Асафьева и б. Л. Яворского
- 8. Музыкально-педагогическая концепция д. Б. Кабалевского
- 1. По страницам жизни и творчества д. Б. Кабалевского
- 2. Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции д. Б. Кабалевского.
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 2. О чем говорит музыка?
- 3. Куда ведут нас три кита?
- 4. Что такое музыкальная речь?
- 1.Музыка моего народа
- 4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.
- 1.Что значит современность в музыке?
- 9. Музыкально-педагогические концепции э. Жака-Далькроза, к. Орфа, з. Кодаи
- 10. Белорусские программы по музыке. Учебно- методический комплекс. Работа с учебником на уроке
- 11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки
- Слушание музыки
- 12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)
- Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- 13. Импровизация и сочинение на уроках музыки
- Формирование у учащихся теоретических и исторических знаний о музыке.