logo search
Ганичева

49) Мотивационно-потребностная сфера

Методика по определению доминирования мотива (познавательный или игровой) в аффективно-потребностной сфере ребенка.

Цель: выявить ведущий мотив поведения.

Ход исследования: ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше всего: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Анализ результатов: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватится, то за другое.

Результаты фиксируются в свободном протоколе.

Методика «Беседа с детьми».

Цель: определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу.

Ход исследования:

Детям задают следующие вопросы, ответы фиксируют в свободном протоколе.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: Чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовыми идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашнее задание?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Анализ результатов: правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению в школе ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать дополнительные направляющие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок понял поставленный вопрос.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый вполне убедительный ответ не вызывающий сомнения, с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и не полон, то он оценивается в 0,5 балла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения, навыки». Как не полный может быть оценен следующий ответ «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например, «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает один балл. Если ребенок отчасти ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике 10 баллов. Следует считать, что полностью готовым к обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовый к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.