2.2 Методы исследования
Согласно Е. Смирновой /2002/ проблему выявления детей, склонных к агрессии, можно решить, только методом наблюдения. Он позволяет описать реальную жизнь ребёнка, исследовав его в естественных условиях.
В нашем исследовании были использованы следующие виды наблюдения:
1. Систематическое (использование плана с фиксацией агрессивных действий);
2. Выборочное (отслеживание только агрессивных проявлений детей);
3. Включённое (совместная деятельность экспериментатора и дошкольников).
В ходе наблюдений за детьми нас интересовали случаи физической и вербальной агрессии, направленной на взрослых, сверстников и предметы. Все проявления фиксировались в протоколы (приложение 1).
Наблюдение за дошкольниками осуществлялось с октября 2003 по март 2004 года в естественных условиях (на занятиях, при выполнении режимных моментов, в самостоятельной, трудовой и игровой деятельности).
По основе наблюдений, на каждого ребёнка был заполнен опросник А Романова /1993/ "Агрессивность: ребёнок глазами взрослого" (Приложение 2). Он включает в себя перечень признаков агрессивного поведения детей (внешние, вегетативные, физические, вербальные и т.д.) и их краткое описание. Каждый признак агрессии описывается в баллах:
0 - нет проявлений агрессивности,
1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда,
2 - часто,
3 - почти всегда, S 4 - непрерывно.
Данный опросник был выбран потому, что позволяет помимо количественного получить и качественный результат.
А. Романов выделяет три уровня проявлений агрессивного поведения:
низкий - до 45 баллов,
средний - 46-68 балла,
высокий - 68 и более.
Для выявления ситуационной и личностной тревожности родителям была предложена методика Ч.Д. Спилбергера (1971). Этот тест позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Бланк шкал самооценки по Спилбергеру включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из них предназначены для оценки уровня ситуационной тревожности (С.Т.) и 20 - для оценки личностной тревожности (Л.Т.) (Приложение 3). На каждый вопрос предусматривается четыре варианта ответа по степени интенсивности. По результатам теста Спилбергер выделяет три уровня тревожности:
низкий - до 30 баллов,
средний - 31-44 балла,
высокий - 45 и более,
Исследование ситуационной и личностной тревожности родителей носило индивидуальный характер.
Данный тест был выбран потому, что имеет небольшой объём и не требует со стороны родителей больших временных и энергетических затрат.
Для сравнения выборочных средних величин (уровней ситуационной и личностной тревожности родителей, уровней агрессии родителей 6-7 лет), для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, использовался t - критерий Стъюдента:
где X1 - среднее значение переменной по одной выборке данных;
Х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
m1 и m2 свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где S12 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
S22 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
n1 - число частных переменной в первой выборке;
n2 - число частных переменной во второй выборке;
Для выявления взаимосвязи между тревожностью (ситуационной и личностной) родителей и агрессивным поведением детей был использован коэффициент корреляции Пирсона:
где dx - размах первой выборки,
dy - размах второй выборки
dx и dy B свою очередь вычисляются по следующим формулам:
dx = x-x, dy=y-y,
где x - среднее значение переменной по одной выборке данных;
у - среднее значение переменной по второй выборке данных;
При этом если:
/r/ >0 7 - связь сильная;
0,69 > /r/ >0,5 - связь средняя;
0,3 < /r/ < 0,49 - связь умеренная;
0,2 < /r/ < 0,29 - связь слабая;
/r/ < 0 19 - связь очень слабая.
Коэффициент корреляции Пирсона позволяет дать оценку между двумя или большим количеством признаков в двух различных группах.
- Дипломная работа
- "Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет"
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические предпосылки
- Глава 2. Материалы и методы исследования ................................……...21
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ......................…......25
- Введение
- Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы агрессии и тревожности
- 1.1 Агрессия: определение и основные теории
- Медико-биологические подходы
- Подходы, ориентированные на инстинкты
- Фрустрационно - агрессивная гипотеза(гомеостатическая модель).
- Когнитивные модели
- Социально-психологические подходы
- Социало - ориентированные подходы
- 1.2 Становление агрессивного поведения
- Способствующие насилию факторы
- Противодействующие насилию факторы
- 1.4 Основные аспекты проблемы: тревога и тревожность
- Глава II Материалы и методы исследования
- 2.1 Материалы исследования
- 2.2 Методы исследования
- Глава III Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Практические рекомендации
- Библиография
- Протокол наблюдения
- Агрессивность (опросник: ребёнок глазами взрослого)
- Сведения о проявлениях агрессии детьми экспериментальной группы
- Сведения о родителях экспериментальной группы