44. Занятия как форма ознакомления дет.С природой. Значение, типы з-й, методика проведений.
Занятия-Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать.
Значение занятия: воспитатель проводит занятие со всей гр.детей в строго отведенное время. Зан.позволяет педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. На зан.у дет формируется система элементарных знаний. Осуществляется развитие основных познават. Особенностей и способностей. З.дает возможность уточнить личный опыт детей,кот.накапливается у них во время труда, наблюдений и игр. З.проводится во всех гр.д/с. Их кол-во возратает от гр.к гр..Увеличивется их длительность. Дополнительно с занятиями проводятся целевые прогулки. Обучение дет.осуществляются разными методами.Эти гр.методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знания о природе. Преимущественное значение имеют наблюдения разного вида обеспечивающие восприятие обьектов природы и формирование конкретных представлений о ней. Процесс формирования на занятии ЗУН длителен. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаниях.о природе. С этой целью воспитатель использует:наблюдение, просмотр диа и кино фильмов, на др.занятиях идет углубление, расширение и конкретизация знаний.Для этого используются словесные методы и повторные наблюдения. Третья гр. занятий связана с обобщениеми систематизацией знаний о природе. С этой целью проводят обобщающие беседы, дидактические игры и обобщающие наблюдения. Для закрепления знаний используют труд и игру. Соответственно существуют занятия: первично-ознакомительного типа,углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению. Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определении содержания программного материала воспитатель исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.
Разрабатывая программное содержание, необходимо представить место данного занятия в системе работы (идут ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация). Программное содержание повторяется на других занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.
В программное содержание включаются две группы задач: образовательные и воспитательные. В образовательные задачи входят знания, умения и навыки, которые формируются, уточняются или конкретизируются на данном занятии. Включаются и развивающие задачи: развитие различных познавательных процессов (восприятие, память, мышление), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать), наблюдательности. Намечаются задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи).
Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности).
На занятиях, где используется труд детей, указывают задачи формирования трудовых умений и навыков, а на занятиях с использованием наблюдения — задачи на развитие этого вида деятельности (например, следовать плану воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредоточиваться на объекте, находить характерные
признаки и т. д.).
В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.
Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры. Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Организация обстановки и детей на занятии зависит от характера объектов, с которыми они знакомятся, и от содержания знаний, которые получают. Так, при рассматривании животных, комнатных растений, картин детей лучше посадить полукругом. Такое размещение позволит им свободно общаться или действовать с объектом. На занятии с использованием раздаточного материала, где каждый ребенок получает объект для наблюдения, детей лучше посадить за стол. В трудовых занятиях (в группе) наиболее рационально размещение детей за столами, поставленными буквой «П» или лентообразно. В этом случае ребятам лучше виден объект труда, им удобно выполнять задание, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля за деятельностью детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале занятия важно заинтересовать детей, что достигается с помощью разнообразных приемов. Так, в младших группах — сюрпризные моменты, в старших — постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций.
Задача воспитателя — обеспечить усвоение программного материала, всеми детьми. Для этого он продумывает логику, последовательность занятия (сочетание заданий, использование различных видов деятельности), создавая условия для продвижения детей в соответствии с программными задачами.
Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных.
Конец занятия в каждой группе разный. В младших группах хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. Результатом занятия в старшей и подготовительной к школе группах может быть рассказ-описание, отчет о том, что узнали дети. Для развития наблюдательности и любознательности необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюдениям. .
В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений и навыков, отношения детей к занятию. Дифференцированность оценки зависит от возраста детей.
- Среда обитания. Экологические факторы. Классификация и влияние на живые организмы.
- 2.Понятие о популяции. Свойства популяции
- 3.Структура и компоненты биоценоза. Типы биотических отношений в биоценозе.
- 4.Продуценты, консументы,редуценты, их функции в биоценозе
- 5. Цепи и сети питания. Функции пищевых цепей. Экологическая пирамида.
- 6. Биосфера и ее строение. Живое вещество. Функции живого вещества
- 7. Подобие и отличия животными(ж) и растениями(р).
- 8. Грибы, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека
- 16. Птицы. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.
- 17. Млекопитающие. Их разнообразие, распространение, особенности строения в связи со средой обитания.
- 19. Охрана природы. Типы охраняемых природных объектов. Красная книга рб.
- 21.Взгляды Каменского, Френе на природу как средство развития ребенка.
- 22.Природа как фактор воспитания детей в педагогическом наследии Фребеля, Кергомар, Ушинского.
- 23. Диагностика экологических знаний дошкольников.
- 25. Характеристика доступной на разных этапах дошкольного возр-та системы знаний о природе, иерархический принцип их построения.
- 26. Уголок природы д/с: организация, воспитательно-образовательное значение
- 27.Требования к отбору жителей уп.Временные и постоянные обитат ели уп. Подбор объектов в разн.Возр.Гр.
- 28.Подбор комнатных растений:особенности ухода.
- 39. Методика проведения бесед с детьми дошкольного в-та о природе. Виды бесед, их содержание и значение.
- 40. Элементарные опыты. Значение, методика организации и проведения опытов.
- 43.Труд детей в природе. Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства в разных возрастных группах.
- 44. Занятия как форма ознакомления дет.С природой. Значение, типы з-й, методика проведений.
- 45. Занятия первично-ознакомительного и углубленно-познавательного типа. Методика проведения.
- 46. Занятия обобщающего и комплексного типа. Методика проведения.
- 48. Организация ежедневных наблюдений детей в уголке природы и во время прогулок.
- 49.Разные виды и формы планирования работы по ознакомлению дошкольников с природой.
- 50. Элементарная исследовательская деятельность дошкольников. Значение, методика организации.