19.Формы и методы оценки и контроля знаний по математике. Тестовые формы контроля.
Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике.
Выделяют следующие методы контроля:
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.). 2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.). 3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.). 4. Зачеты. 5. Экзамены.
Другая классификация контроля за знаниями учащихся по математике
Виды контроля знаний :
Текущий контроль : различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.
Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль : итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (рис. 26).
Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.
Рис. 26. Формы контроля
Форы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:
- запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;
- использование специализированных перфокарт.
В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.
Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются “окна”, получается перфокарта. Под нее подкладывается бумага, ответы записываются в прорезях.
Тесты на дополнение по перфокартам с успехом могут применяться и при организации устного счета с записью ответов. Все вычисления учащиеся производят в уме, лишь в наиболее трудных случаях прибегая к черновикам.
Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
Проверка производится с помощью дешифратора - точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.
В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.
Альтернативный тест - это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).
Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю прежде всего следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.
- 1. Теория и методика обучения математики. Психологические и педагогические основы преподавания математики.
- 2. Целостный процесс обучения математики и его существенные характеристики.
- 3. Методическая деятельность учителя математики.
- 1. Решение проблем практического характера:
- 5. Цели обучения математике. Проблемы школ и классов с математической специализацией.
- 4. Математика как наука и как предмет. Актуальные проблемы теории и методики обучения математики.
- 6. Методы и формы обучения.
- 7. Методы обучения математике, их классификация.
- 1. Скаткин, Лернер (в основе уровни позн д уч-ся)
- 3. Классификация Черкасова Столяра
- 4. Классификация Колягина
- 8. По уровням самостоятельной активности учащихся.
- 8. Методы научного познания в школьном курсе математики.
- 9. Анализ и синтез как методы научного познания, их применение при обучении математике. Индукция и дедукция в преподавании математики.
- 10. Урок - основная форма обучения. Основные требования к современному уроку математики. Типы уроков по математике и их структура.
- 11. Методы проблемного обучения математике.
- 12. Аксиоматический метод и метод математического моделирования в обучении учащихся математике.
- 13. Планирование работы учителя. Этапы подготовки учителя математики к уроку.
- 14. Математические понятия. Методика их формирования.
- 15. Виды теорем и связи между ними. Необходимые и достаточные условия.
- 16. Методика работы над аксиомой, теоремой. Методы доказательства. Приведите примеры.
- 17. Задачи как применение теории и как средство развития математического мышления. Классификация задач. Методика обучения учащихся умению решать задачи.
- 19.Формы и методы оценки и контроля знаний по математике. Тестовые формы контроля.
- 20. Требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся по математике.
- 21. Пути систематизации и обобщения школьного курса математики.
- 18. Внеклассная работа по математике, ее цели и содержание.
- 22. Эвристика в обучении математике
- 28. Линия уравнений и неравенств в школьном курсе математики.
- 24. Логическое мышление учащихся при обучении математике
- 25. Развитие понятия числа в школьном курсе математики.
- 32. Методика изучения геометрических построений.
- 26. Учение о функциях в школьном курсе математики.
- 27. Изучение трансцендентных функций.
- 29. Методика изучения тождественных преобразований в средней школе.
- 31. Векторы в средней школе.
- 30. Методика изучения производной, интеграла и их применений.
- 33. Методика изучения геометрических преобразований
- 34. Методика изучения параллельности на плоскости и в пространстве.
- 35. Методика изучения перпендикулярности на плоскости и в пространстве.
- 36. Методика изучения площадей фигур и объемов тел.