10.1. Особенности современной детской субкультуры
Современная система обучения и воспитания выделила детей из мира взрослых. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей».
Во второй половине XX в. мощным толчком для изучения детской субкультуры в разных странах мира стала книга английских ученых А. и П. Опи «Фольклор и язык школьников». Они окрыли в современном мире особое племя детей - многочисленное, обладающее древней традицией, развитой самобытной культурой, о существовании которой никто не подозревал. Большинство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которые получают ее маленькие граждане. Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3-4 годами (когда у детей появляется самостоятельная социальная жизнь среди сверстников) и 12-13 годами. Далее, детская субкультура заменяется подростковой, имеющей много общих черт с первой.
Одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. Детская субкультура самоопределяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети пытаются удовлетворить в общении со сверстниками.
Детская субкультура, как социокультурная система характеризуется следующими особенностями.
Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка «суб» в термине, указывающая на подчиненность).
Детская субкультура характеризуется устойчивостью (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде на протяжении столетий, несмотря на то, что смена детских поколений происходит каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными» фильтрами, не позволяющими расшатывать ее устои.
Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной сходства является общность природы детской психики, потребностей детей, их возрастных и социально-психологических проблем.
Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, познавательной деятельности в неформальных группах Детской субкультуре свойственны такие феномены как детский фольклор, шалости, страшные истории, рукописные рассказы о любви, детская магия, испытания храбрости и пр. Достижения детской субкультуры закрепляются через детские традиции и детский фольклор - результат коллективного творчества многих поколений детей. Фактически этот фольклор является языком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьменна. Тесная связь детского фольклора с психическим развитием ребенка и процессами его социализации позволяет выявить эволюцию мифологических представлений детей. На мифологической картине мире основаны такие жанры современного детского фольклора, как страшные истории. Они сформировались во второй половине XX в. и являются результатом коллективного поиска ответов детей на вопросы, которые разрешить индивидуальное сознание ребенка не в состоянии: смерть и посмертное существование человека, потусторонний мир и способы общения с ним.
В.В. Абраменкова отмечает, что в больших российских городах у современных детей не оказалось дворов, а в сельской местности - игровых околиц. У детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы. Прагматики-взрослые активно борются с влиянием сверстников на ребенка, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую болтовню» и «уличные» считалки, песенки, дразнилки, анекдоты. Свободное игровое общение детей такие взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами и воспитателями, которые должны увеличить количество знаний и умений у ребенка.
В настоящее время дегуманизации подверглись две важнейшие составляющие детской субкультуры - экранное пространство как генерированный «совокупный» взрослый (у телевизора дети проводят до 40% свободного времени) и детская инфрасгруктра -детские журналы, газеты, книги, игры, игрушки, устный фольклор. Экранная среда, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клипов и самих телеообразов, конструиру ет «новую» мораль. Детские психологи отмечают в современном детском сознании наличие таких кризисных явлений как сексу! лизация, меркантилизация, демонизация и вестернизация.
Обобщив огромный эмпирический материал, В.В. Абраменконп построила пространственно-временную модель детской субкультуры (рис. 1).
Рис. 1. Пространство отношений ребенка в мире
Вся совокупность взаимоотношений ребенка с родителями, друзьями, родными, ровесниками, социальными институтами и обществом в целом составила многомерное пространство.
Пространство детских отношений пересекают несколько гиперплоскостей:
горизонтальная плоскость - это отношения с равными себе людьми, прежде всего с ровесниками;
наклонная плоскость выражает отношения ребенка с превосходящими (по возрасту и социальному статусу) людьми, главным образом, взрослыми;
вертикальная плоскость выводит ребенка из мира людей и переносит в духовное измерение. В этой плоскости сосредоточены моральные представления о добре и зле, религиозные - о смысле жизни, эстетические - о красоте и творчестве (ребенок-Творец);
панорамная плоскость представлена историко-культурными знаниями и представлениями (сформированной картиной мира) и окружающей средой;
экранная плоскость - представлена в детской картине мира информационной средой, теле-, видео-, компьютерным экраном.
Темы для докладов, рефератов и курсовых работ
Психолого-педагогическая антропология в системе человековедения.
История становления российской психолого-педагогической антропологии.
Антропологический бум. Авангардные направления в антропологии.
Экзистенциальная антропология.
Теории происхождения человека.
Современные палеонтропические находки.
Достижения современной генетики и биологии в эволюционной антропологии. Карликовый шимпанзе - «модельный» предок человечества?
Эволюционная судьба человека. Возможны ли кардинальные изменения в биологической природе вида «Хомо сапиенс»?
Специфические человеческие феномены.
Современная прикладная антропология.
Продолжительность детства на протяжении истории человечества.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Биография, творческое наследие Я. Корчака.
Значение творческого наследия К.Д. Ушинского.
Общечеловеческие ценности. Биография, творческое наследие А. Швейцера - «авантюриста от милосердия».
Гуманистичность природы человека.
Государственная политика защиты детей в истории России с древнейших времен до нашего времени.
Творчество и креативность.
Понимание духовности в раннем христианстве.
Дети-«индиго». Мифы и реальность.
Одаренность и гениальность.
Мифы в современной культуре.
Особенности современной детской субкультуры. 24. Жанры детского словесного твор'кгтни дниП i \\т
тории, садистские стишки, детская матч.
Восприятие времени.
От Маленького Принца к Гарри Поттеру. ЛюЙИМЫ! PJW
герои как отражение мировоззренческих изменений I и
к эпохе.
Творческо-инновационный характер Интернета в кулмуриом развитии ребенка.
Кризисные явления в современном детском сознании (сексуализация, меркантилизация, демонизация и вестсрли-зация).
Развитие духовного мира детей и подростков методами искусства.
Создание пространства творчества в работе педагога-психологаВопросы к зачету
Этапы развития психолого-педагогической антропологии.
Цель, задачи, предмет дисциплины.
Основные подходы к пониманию педагогической антропологии.
Методологические основы изучения человека. Антропологический путь познания.
Основные понятия эволюционной антропологии (эволюция, филогенез, анропогенез, социогенез, антропосоциогенез, онтогенез).
Структура современной антропологии.
Эволюционная судьба человека.
Концептуальные идеи психолого-педагогической антропологии.
Основные антропологические аспекты рассмотрения феномена детства.
Новые принципы отношений между миром детства и миром взрослых.
Значение творческого наследия К.Д. Ушинского в психолого-педагогической антропологии.
Значение творческого наследия Л.С. Выготского в психолого-педагогической антропологии.
Психологические закономерности, присущие только человеку.
Современное понимание природы человека в философской антропологии.
Гуманистическое понимание природы человека.
Значение детства в онтогенезе.
Кризисные явления в современном детском сознании (сексуадизация, меркантилизация, демонизация и вестерниза-ция).
Развитие человека, развитие личности. Виды развития.
Соотношение биологического и социального в развитии.
Жизненный путь человека.
Психологическое время личности.
Возраст человека как антропологическая категория.
Креативность. Основные подходы в понимании креативности.
Понятие «духовность» в современном человекознании.
Создание пространства творчества в работе педагога-психолога.
- Человек и культура
- 10.1. Особенности современной детской субкультуры
- Литература проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 5. Адаптация к новой культурной
- Часть 4. Психология межэтнических отношений
- Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
- Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
- Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
- Глава 5. Адаптация к новой культурной среде