logo search
Информация для ГЭК

1 Этап: с древнейших времен до конца XVIII в.

В основе духовного и семейного воспитания древних славян лежало соблюдение долга перед землей Русской, воспитание идеалов моральной чистоты, степенности и достоинства.

В родовых общинах славян в дохристианской Руси существовала традиция заботиться о детях-сиротах. Для них строились дома при скудельницах (кладбище), где собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей.

В VIII-IX вв. на Руси происходит переход от общинной жизни к малой единобрачной семье. В такой семье детей было много, о них заботились, дети были желанными. С этого времени начинается государственная политика заботы о детях. Заботу о сиротах начала брать на себя семья. Начал развиваться институт опекунства, определялись правила опекунства, правила наследования имущества сиротами (когда опекун при наступлении совершеннолетия сироты должен был предоставлять все наследство в целости и сохранности).

До XVIII века социальное воспитание в России осуществляла семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.

Своеобразной энциклопедией семейного воспитания XVI-XVII вв. является «Домострой» – анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Главную заботу о детях-сиротах в это время несли сельские общины, помещики и монастыри.

В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать «новую породу людей», утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие «образованных людей , которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами».