Первый раздел. Педагогическая практика и педагогическая инженерия Основные методические категории
-
Понятие методики обучения, методики учебной дисциплины, метода обучения, методической деятельности.
-
Состав и структура методических знаний инженерно педагогической квалификации.
-
Задачи методической работы инженера педагога. Содержание методики обучения.
Методика обучения характеризуется предметом, задачей, структурой и бывает общая и частная. Методика обучения – это отрасль педагогической науки, частное теории обучения.
Методика – это совокупность подходов, способов, приемов, средств, целесообразного проведения какой-либо работы.
Методика без метода не существует. Метод есть совокупность приемов обучающей деятельности. Метод обучения можно назвать моделью поведения.
Метод обучения требует проведения методической работы. Методическая работа – это основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога и профессионального мастерства. Методическая работа педагогом проводится до образовательной деятельности. Результатом методической работы является метод обучения. Он является способом учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе. Развитие используемых методов обучения имеет древнюю историю. Экономические эпохи различаются не только тем что производится, сколько тем как и какими средствами производится. Если с этих позиций рассматривать педагогические эпохи, можно выделить 5 эпох (этапов):
-
Эпоха индивидуального педагога. До появления дидактики.
-
Эпоха учебной книги. До 18 века.
-
Аудио-визуальных средств.
-
Эпоха простых средств автоматизации.
-
Эпоха адаптивных средств автоматизации управления учебным процессом.
-
Уровень приема.
-
Уровень методик.
-
Уровень частно-дидактических методик.
-
Уровень общедидактических методик.
Методика методологии – путь, способ опознания и учение, система принципов, норм организации и построения учебно-познавательной деятельности в теоретическом и практическом плане.
На сегодняшний день существует: методология науки, педагогики, дидактики, образования, образовательного процесса.
Модель образования проявляется в форме усвоения знания, соблюдении принципов социосообразности, в принципах культуросообразности, моделировании учебно-познавательной деятельности, в формировании творческого самообразования и самореализации.
Методология методики рассматривается трех видов:
-
Общая методология – учение об общей теории методов учебно-познавательной деятельности.
-
Специальная методология – это теория научного познания, которая изучает закономерности процесса учебно-познавательной деятельности.
-
Частная методология – занимается вопросами закономерности форм, методов, средств, преподавания и изучения.
Методическая деятельность педагога включает в себя:
-
Определение целей обучения
-
Умение разрабатывать проекты понятийно теоретической деятельности
-
Создавать условия для УПД
-
Выбирать содержание учебного материала
-
Моделировать приемы изучения нового знания и способов его применения
-
Создавать алгоритмы учебно-познавательной деятельности: организационный этап, исполнительный, контролирующий, корректирующий.
-
Разрабатывать и планировать дидактический материал и информационно-предметное обеспечение
-
Организация и обеспечение средствами обучения учебного занятия
-
Совершенствование содержания, форм и методов обучения
- Введение
- Первый раздел. Педагогическая практика и педагогическая инженерия Основные методические категории
- Понятие методической деятельности, метода обучения
- Педагогическое искусство, педагогическая инженерия и их взаимосвязь
- Этапы методической системы
- Критерий оценки эффеткивности упд
- Системный подход к преподавания общетехнических и специальных дисциплин
- Технические понятия как объект анализа и усвоения
- Методика отбора и логика построения учебного материала по теме занятий
- Дидактические основы форм и методов обучения
- Урок динамичная и вариативная форма организации учебного процесса
- Дидактическая структура современного урока
- Традиционная методика проведения лабораторных и практических работ
- Этапы и формы педагогического проектирования
- Место технологии обучения в структуре процесса обучения
- Раздел 6: Разработка планирующей документации занятия Логика построения и подготовки учебного занятия