Введение
Актуальность исследования агрессивного поведения в младшем школьном возрасте определяется проблемами не только сферы образования, но и общества в целом. Агрессивные проявления являются отражением явлений, происходящих в нашем обществе. Возрастает напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, отсутствует стабильная социальная и экономическая обстановка, что и обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения. Рост детской преступности и увеличение проявлений агрессии маленькими детьми в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции.
Наиболее остро агрессивные тенденции в поведении проявляются во время перехода ребенка из семьи в организованную школьную среду, а так же в подростковом возрасте. Представляется особенно важным изучение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, так как подобные тенденции, в этот период, еще не закреплены, и можно предпринять своевременные корректирующие меры.
По справедливому замечанию И.А. Фурманова, «большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности» [1, с.195].
Несмотря на то, что гнев и злость — это естественные человеческие чувства, которые человек периодически испытывает, агрессия со стороны ребенка до сих пор воспринимается как нечто недопустимое и всячески пресекается со стороны взрослого. Подобная реакция со стороны взрослого объясняется незнанием причин агрессивного поведения и приводит к открытым проявлениям неприязни и непринятию такого ребенка в целом.
Агрессивное поведение встречается у большинства детей, однако не у всех оно закрепляется и переходит в устойчивую характеристику личности из-за чего, впоследствии, возникают трудности в общении, личностном развитии и самореализации.
В современной науке существует множество определений агрессивного поведения. В данной работе под агрессивным поведением понимаются внешние действия, наносящие вред другим людям или самому агрессору, нарушающие нормы и правила взаимодействия в социуме.
Под агрессивностью понимается свойство личности, которое проявляется в готовности и предпочтении применять насилие по отношению к другому для реализации своих целей. Важно помнить, что агрессивность в разумных пределах необходима. Она может помочь в достижении целей, преодолении трудностей и при самозащите.
Агрессивность, выраженная в приемлемой форме, способствует успешной адаптации в коллективе, познанию окружающего мира и достижениям.
В то же время агрессивность, выраженная в деструктивных формах, в виде враждебности и ненависти, способна сформировать нежелательные черты характера, нанести вред окружающим и даже тем, кого ребенок любит.
В основе агрессивного поведения лежит эмоциональный компонент — это чувства, и прежде всего гнев, но они не всегда приводят к агрессии. Также важен и волевой компонент, то есть саморегуляция, умение контролировать свое поведение.
Взрослый человек, испытывая гнев, злость, раздражение, чаще всего знает, что с ним происходит и как можно справиться с подобными переживаниями. В отличие от взрослого, ребенок более эмоционально неустойчив. Дети живут в настоящем времени, воспринимают ситуации буквально. Их поведение чаще спонтанно и полностью во власти эмоций. Именно поэтому необходимо обучать ребенка осознавать и контролировать свои эмоции, чтобы избежать их негативных проявлений.
Так как взрослый является образцом для подражания, олицетворением принятых в обществе норм и ценностей, то благодаря общению с взрослым ребенок обучается осознавать свои чувства. Готовность понять и принять ребенка таким, какой он есть, со стороны взрослого, дает агрессивному ребенку бесценный опыт, что позитивно скажется на его дальнейшем взаимодействии с миром.
Проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте вызывает острый научно-практический интерес исследователей. В современной психологической литературе достаточно разработаны факторы становления и сущность агрессии, но недостаточно раскрыты причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных тенденций.
Особенности развития личности в младшем школьном возрасте увлекали умы многих ученых. Младший школьный возраст был выделен исторически недавно и поэтому этот возраст нельзя считать полностью изученным.
Младший школьный возраст связан со значительными психологическими изменениями. Одним из важнейших из этих изменений является переход к осознанному и произвольному поведению. Ребенок в этом возрасте учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения. Появление новых форм поведения напрямую связанно со школой, то есть с учебной деятельностью, которая становиться обязательной в школьной среде, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление этих качеств, которые нуждаются в специальной организации и развитии.
Способность действовать произвольно развивается постепенно, в течение всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение возникает сначала в совместной с взрослым деятельности и только потом становиться собственным способом действия ребенка. Взрослый дает ребенку средства организации необходимого поведения. Учителя и родители должны знать и понимать, что цели деятельности детям задают взрослые. Именно взрослые определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, каким правилам подчиняться, какие задания выполнять
В этом возрасте ребенок попадает в абсолютно новую для него социальную среду — школу, с чем и связаны личностные изменения.
В этом возрасте ребенок оказывается в условиях, которые побуждают его подчинять свои желания требованиям учителя и школьным нормам. Он учиться управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность, внутренний план действий и рефлексия.
В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявленными.
Методы коррекции напрямую зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения.
В конечном счете, методы коррекции всегда связанны с методами воспитания. Например, такие методы как убеждение, поощрение и наказание, являются как психокоррекциоными, так и воспитательными.
Объект исследования - поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — агрессивные реакции детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования — развитие навыков саморегуляции и поведения в конфликтных ситуациях способствует снижению проявления агрессивных реакций в поведении детей младшего школьного возраста.
Частная гипотеза: развитие адекватного отношения к себе, коррекция эмоционального состояния, развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста снижает уровень его агрессивного поведения.
Цель исследования — определить пути психокоррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Теоретическое изучение проблемы агрессивного поведения.
Определить особенности агрессивных проявлений в младшем школьном возрасте.
Составить обобщенный психологический «портрет» агрессивного ребенка.
Изучить методы коррекции агрессивного поведения.
Разработать программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Исследовать эффективность коррекционной работы.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова), деятельностный подход в обучении и развитии (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.), результаты исследований в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, С.Мухина и др) [1-3].
Проблемой агрессивного поведения детей занимались исследователи: З.Фрейд, К. Лоренс, Г.М. Андреева, Т.Г. Румянцева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Мухина, Р. Берковец [4-7].
В нашей стране проблемой агрессивного поведения детей занимались исследователи: А.Б. Тулебаева, Р.Т. Алимбаева, Л.М.Каржубаева, М.А. Кусаинова, Ж.А. Карманова, Р. А. Назмутдинов [8-10].
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по данной теме,
- наблюдение,
- беседа,
- экспертная оценка
- проективные методики.
Экспериментальная база исследования: 69 учеников вторых классов Средней школы № 18 города Астаны.
Практическая значимость — апробирование психокоррекционной программы и психотехнических средств, позволяющих психологу снизить уровень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Структура работы:
- Введение
- 2 главы
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Введение
- 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
- 1.2 Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
- 1.3 Методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
- 2 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
- 2.1 Программа исследования
- 2.2 Результаты первичного замера
- 2.3 Характеристика коррекционной программы
- Структура программы
- 1 Блок. Обучение приемлемым способам выражения гнева
- 2 Блок. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях
- 2.4 Контрольный замер диагностических результатов коррекционной программы
- 2.5 Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста
- Заключение
- Список использованных источников