logo search
Педагогика большая

26.Школа-парк (м.А.Балабан).

Школа-парк (парк-школа) — образовательная система, автором российского варианта которой является известный российский педагог, координатор международной программы EPOS (Еducational park of open studios) М. А. Балабан (1927—2005). Ее экспериментальная апробация была проведена двумя экспериментальными площадками: «Школой самоопределения» (в 1995—2007 годах; А. Н. Тубельский), а также школами № 95 и № 19 г. Екатеринбурга (в 1993—2003 годах; А. М. Гольдин).

Целевые ориентации технологии «школа-парк» заключаются в развитии личности на уровне ее наивысшего индивидуального потенциала; увеличение членораздельности, или «фрактальности» (О. М. Леонтьева) индивидуальной картины мира каждого учащегося.

Раскроем концептуальные основы «школы-парка»:

1. В основу образовательной системы положена модель «знание-орган» — развитие знания инди- вида происходит в ходе его сложного взаимодействия с культурной, информационной и предметной средой. Интеллектуальное развитие осуществляется не как усвоение «готовых» (чужих) знаний, а как естественная модернизация своего собственного опыта. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его «знания- органа», к усложнению его индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности.

2. Вместо традиционных классов школа-парк предлагает учащимся набор (парк) открытых разновозрастных студий. Студия — свободное объединение учеников вокруг учителя- мастера для совместного обучения. Состав студий в школе-парке определяется возможностями имеющегося состава учителей и образовательными потребностями учащихся. Состав студий может меняться, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

3. Учащиеся добровольно распределяются по студиям в качестве постоянного члена только одной студии (ученик может изменить свой выбор в любое время), в качестве клиента или гостя любых других студий без ограничений. Каждая студия в течение недели или дня работает либо в закрытом режиме — только со своими постоянными членами, либо в открытом режиме — для клиентов и гостей. Клиент — это тот, кто активно участвует в работе студии; гость – тот, кто только наблюдает за ее работой. Каждый учитель «выращивает» из постоянных членов студии «подмастерьев» — учеников, активно помогающих ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Статус по отношению к мастерской может быть сменен учеником в любое время: из посетителя он может стать клиентом, затем постоянным членом и по взаимному согласию с учителем — подмастерьем; возможно и обратное

4. Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, занятия проводятся блоками по два-три академических часа (три или два блока в день). В учебном плане школы недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями. При этом учебный план не определяет «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися. Составляется график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели в закрытом и открытом режимах. Копия графика работы студий выдается каждому ученику парка-школы для того, чтобы он выбрал студии, в которых будет работать, при этом его выбор не регламентируется ни планом, ни расписанием занятий. Если же студия работает в закрытом режиме, то все ее постоянные члены обязательно участвуют в ее работе.