logo search
Педагогика большая

28.Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.

Понятие «альтернативная педагогическая технология» рассматривается исследователями (Г. К. Селевко и другие) в широком (нестрогом) и узком (строгом) смысле:

1. В широком смысле — это технологии, которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения рассматривать как альтернативную педагогическую технологию

2. В узком смысле — это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического процесса

Например, альтернативой классно-урочной системе являются: отказ от ее организационных атрибутов и характеристик (деления на классы по возрастному принципу, обязательности посещения занятий, стандартов, учебных программ, экзаменов, отметок): деятельность разновозрастных групп и объединений; коллективная система обучения; уровневая и другие виды дифференциации и индивидуализации; тесная интеграция образования с окружающим миром («открытые школы») и другое. Альтернативой игнорированию закономерностей развития ребенка, ограничению физического движения и общения детей на уроке, непосильной умственной нагрузке, которые свойственны традиционному обучению, будут технологии, учитывающие природосообразность как педагогический принцип. Согласно ему, воспитатель в своей деятельности опирается на факторы естественного, природного развития ребенка.

Альтернативные подходы как базис реформаторской педагогики:

1. Подход к личности ребенка как уникальной по своей природе и имею- щей право на индивидуальное развитие. Ребенок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями, которые реализуются только при благоприятных условиях

2. Подход к организации школы, учитывающей здоровье ребенка, его стремление к знаниям; развитие его творческих возможностей, стремление к полной реализации

3. Подход к школе как к системе открытой для общественной жизни. Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими от- ношениями, школьные кооперативы и т. п.) способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми.