logo search
По психологии (для чтения)

Методы развития художественных способностей.

Художественные способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Развитие способностей - это их совершенствование.

Творческое мышление (креативность) - умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию худ. форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Нет точного ответа на вопрос можно ли развить ТМ. Есть ряд примерных условий для развития ТМ:

1)необходим жизненный опыт, накопленный в процессе обучения и воспитания;

2)надо сознательно воспитывать и развивать свой творческий потенциал;

3)без развитой системы образования невозможны и достижения творческой мысли ч.

Роль воображения в творческом процессе велика, творчество тесно связано со всеми психическими процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Создавая в процессе воображение что-то новое, ч. стремится воплотить его в реальности (в вещах, рисунках, скульптуре).

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Развитию воображения способствуют:

-ситуации незавершенности

-разрешение и даже поощрение множества вопросов

-стимулирование независимости, самостоятельных разработок

-позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Особенности развития художественных способностей у дошкольников 3-4 лет

Ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию красками, то есть малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Способ рисования – нетрадиционный, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства.В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиками, ладошкой, ваткой, соломкой, пробкой и т.д.

Методика рисования пальчиками позволяет детям избавиться от подавленности, преодолеть страх, укрепить уверенность в себе. Рисование пальцами имеет много общего с игрой грязью. Рут Шоу, основательница современного варианта этого метода, отмечала: «Рисование пальцами напрямую происходит от пирожков из грязи. Я только добавила туда радужное многоцветие» Главная особенность этой методики в том, что процесс проецирования ничем не сдерживается и не ограничивается. Свободное выражение эмоций, влечений и импульсов ребенка ничто не тормозит.

Другие виды графического творчества требуют довольно хорошо развитой мышечной координации, что может заставить неуверенного ребенка отказаться рисовать то, о чем его просят. При рисовании пальчиками вероятность потерпеть неудачу гораздо ниже, так как движения могут быть довольно простыми и неуклюжими. Психологи утверждают, что дети очень редко не принимают этот метод и в этом его важное преимущество.

В младшем возрасте физиологические возможности органов чувств уже позволяют ребенку различать достаточно разнообразные звуки, формы, цвета. Но воспринимает ребенок то, что важно для него, значимо для его жизни. В первую очередь, он воспринимает те стороны действительности, которые значимы для его эмоционального отношения к жизни. В повседневном общении со взрослыми и сверстниками эмоционально значимым объектом является лицо человека, именно его делает ребенок центральным в рисунке. Поэтому и появляются головоноги. Изображения в рисунке схематичны, и совсем не обязательно добиваться сходства с реальным предметом, все недостающее в рисунке малыш добавляет словами, рассказом. Эта взаимосвязь изображения и слова может быть серьезным стимулом интенсивного развития ребенка, если родители правильно реагируют на попытки детского творчества.

Особенности развития художественных способностей у дошкольников 4-5 лет

В этом возрасте у детей эмоции становятся более устойчивыми. Это проявляется через мимику, жесты, пантомимику и в рисовании. У ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его. Через выразительность линий можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру. Карандаш, сангина, уголь, пастель, мелки, тушь – превосходные средства выражения своего видения красоты окружающего мира .Продолжайте работу красками, смешивайте цвета в разных сочетаниях, наблюдайте, обсуждайте, как меняется их «характер», «настроение». Занятие проводите как игру-перевоплощение, где вы и ребенок – то зритель, то актер. Для того чтобы игра приобрела эффект арт-терапии, используйте движения, музыку, звуки, прикосновения. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между вами и малышом.

Особенности развития художественных способностей у дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, передавая свое отношение к тому, что он изображает, выражает себя через настроение, слово, поступок, а в изо деятельности – с помощью цвета, линии, формы и других выразительных средств. Одни рисунки детей яркие, согретые любовью, нежные, добрые. Другие – совершенно иные: резкие, не вмещающиеся в формат или наоборот, поместившиеся в уголке листа. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг, неуверенность, агрессию. И это не должно огорчать родителей, так как в рисовании, лепке происходит «очищение души».Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я».Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения. Упражнение, создание иллюстраций дает возможность для опосредованного той или иной темой отражения чувств:

Особенности развития художественных способностей у дошкольников 6-7 лет

Этот возраст является ключевым в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам само регуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У детей этого возраста уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Смысл не в том, чтобы точно воспроизвести предмет, героя на бумаге, а в том, чтобы передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для юного художника качества через цвет, светотени, форму, ритм. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными. Не забывайте во время занятий изо творчеством включать малышу музыку. Она может соответствовать погоде, настроению, теме занятия и т.д. Кроме того, музыку можно рисовать. Рисовать можно и погоду, и запахи. Например, в разные маленькие баночки (от «Киндер-сюрпризов») положите ватку, смоченную духами, апельсиновые корочки, насыпьте кофе и предложите ребенку нарисовать любой понравившийся запах. Предлагайте рисовать на свободную тему, то есть то, что он хочет. Делайте занятия как можно более веселыми, интересными и познавательными, получайте от них удовольствие, и тогда и вам, и вашему ребенку захочется заниматься и снова, и снова.

Из понравившихся работ устраивайте дома выставки поделок малыша. Это будет итог его работы, который вы продемонстрируете всем своим близким. Выставки могут быть тематическими, они могут быть результатом отдельных видов деятельности ребенка, в процессе которой он приобрел определенные знания, умения и навыки, они могут представлять собой коллаж наиболее удачных работ малыша. Не уничтожайте неудачные работы – они могут служить фоном для других творческих работ. Чем больше будет выставок детских работ в вашем доме, тем охотнее он будет обучаться, стремиться к познанию нового. Главная помощь – научить ребенка видеть форму предметов, поддерживать интерес ребенка к художественному творчеству, учить замечать художественную выразительность и образность окружающих предметов: солнышко радостное, листья на деревьях словно кружево, дождик грустный… Развивать фантазию, воображение, мышление такими играми как: «Как дерево плачет, ветер сердится, дождик скучает»