logo search
Педагогика большая

22.Сущность авторской школы.

Термин «авторская школа» («авторская педагогическая система») употребляется в педагогике с конца 1980-х годов.

Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом, — феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной образовательной практики и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда — авторская школа) концептуального проекта. Создателями авторских школ являются как ученые-педагоги, так и учителя-практики.

Термин «авторские школы» применяют также к наиболее известным образовательным учреждениям прошлого. Из истории педагогики известны такие авторские школы, как воспитательные заведения И. Г. Песталоцци, школы Л. Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнера, В. Н. Сороки-Росинского, школа-коммуна А. С. Макаренко, Первая опытная станция по народному образованию С. Т. Шацкого, Павлышская средняя школа В. А. Сухомлинского и другие.

С учетом вышесказанного, авторская школа — образовательное учреждение (педагогическая система), в основе которой лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, проектируемые и эффективно реализованные автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом и другими) в педагогической практике.