logo search
ОТВЕТЫ 2

30. Формирование научного мировоззрения у школьников.

Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и общест­ве явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак­теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом чело­века выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на вы­воды и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоре­тического осмысления причинно-следственных связей, характери­зующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возмож­ного развития того или иного явления, процесса и дает возмож­ность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку на­учное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном миро­воззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д.

Для формирования научного мировоззрения учащихся важное зна­чение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гума­нитарным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в форми­ровании взглядов и убеждений играют заключенные в содержании школьно­го образования, мировоззренческие идеи по вопросам развития природы, об­щества и человеческого сознания. Это требует от каждого учителя глубокого осмысления этих идей и их умелого использования для формирования научного мировоззрения учащихся.

Исходным в воспитании мировоззрения учащихся является положение о том, что в структуре мировоззрения определяющую роль играет взаимо­связь научной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основа, фундамент, на котором, базируется научное мировоззрение, – это научные знания. Чтобы быть с состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оценивать или быть в чем-то убежденным, надо, прежде всего, иметь необходимые знания. Вот почему в процессе формирования мировоззрения первостепен­ное значение имеет овладение учащимися глубокими и прочными знаниями основ наук.

К наиболее важным из идей, оказывающих влияние на мировоз­зрение учащихся, относятся следующие: материальность мира и объективный характер его развития; движение как форма существо­вания материи; первичность материи и вторичность сознания; раз­витие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и критерий исти­ны; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство – основа общественного развития; зна­чение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии со­временного мира.

Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на развитие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в вооруже­нии школьников мировоззренческими знаниями (идеями) содер­жит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание заня­тий предметных кружков, изучение факультативных курсов, разно­образные формы общественно-научной, культурно-массовой рабо­ты, а также разъяснительные мероприятия в процессе организации общественно полезного труда, эстетического и физического воспи­тания служат богатым источником овладения школьниками миро­воззренческими знаниями, помогают связывать их с современнос­тью и жизненной практикой.