Внеурочные формы организации текущей учебной работы
Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).
Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.
Домашние задания обычно включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, погодой).
Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе.
Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.
Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее: составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.
- История дидактики.
- 3.Развивающая функция.
- Противоречия процесса обучения
- Движущие силы процесса обучения
- Закономерности и принципы обучения
- Законы обучения
- Психологические компоненты усвоения
- Принципы обучения
- Теория учебной деятельности в общей теории учения
- Классификация методов
- Рациональное применение различных методов обучения
- Типология и структура уроков
- Нестандартные уроки
- Развитие в процессе обучения
- Современные технологии обучения
- Технология критериально-ориентированного обучения
- Неигровые методы
- Игровые методы
- Содержание школьного образования
- Культура как основа построения и определение содержания образования
- Ступени обучения
- Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- Психологические закономерности формирования умений и навыков
- Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- Требования к организации процесса обучения
- Планирование учебной работы
- Педагогическая диагностика
- Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- Носители содержания образования
- Законы и закономерности обучения
- Средства обучения
- Внеурочные формы организации текущей учебной работы