Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психологический климат группы”, “групповая сплоченность”.
Цвето-социометрический метод. В результате мы имеем шесть типов показателей, с разных сторон характеризующих эмоциональное состояние группы и каждого ее члена: 1) показатели эмоционального отношения к группе и группы к ее члену (результаты косвенного шкалирования); 2) индикаторы когнитивных установок в отношении общегрупповых тенденций взаимооценки и их попарных совпадений-расхождений (корреляции предыдущих показателей); 3) индикатор самооценки членов группы; 4) индикатор индивидуального эмоционального состояния каждого члена группы (интегральные показатели теста М.Люшера); 5) цветовой портрет каждого члена группы, доступный интерпретации в терминах универсальных эмоциональных значений цветов (цветовой эквивалент ГОЛ); 6) результаты шкалирования объектов. Соотношения большинства из них могут быть представлены в едином семантическом пространстве, что снимает проблему их сопоставимости. Эти показатели могут быть использованы как для анализа индивидуального социально-психологического статуса членов группы, так и для сравнения различных групп между собой, что открывает новые перспективы в области сравнительной психологии групп. Это также позволяет объективировать индивидуальные проблемы, выделять группу риска психологической дезадаптации, давать обоснованные рекомендации и т.д.
Метод включает специально разработанную компьютерную программу, автоматизирующую все вычисления, а процедура опроса не утомительна даже для маленьких детей (время опроса одного испытуемого - 5 -7 минут). В настоящий момент мы находимся на этапе анализа данных, полученных на более 140 классах (в общей сложности более 3000 детей всех возрастных групп, и их учителей).
- Тема 1. Теоретические основы возрастной психодиагностики. Нормативная база деятельности психолога-диагноста
- Понятие про возрастную психодиагностику как прикладную специально психологическую науку
- Этический кодекс психолога - диагноста
- Этические аспекты профессиональной деятельности возрастного психолога - диагноста
- Тема 2. Методы психологической диагностики развития личности
- Классификация методов возрастной психодиагностики
- Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
- Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
- Анкетные методы и оценочные шкалы
- Тесты: классификация, валидность и надежность
- Проективные методы
- Тема 3. Детская психодиагностика: критерии, нормативные шкалы, методы
- Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных вековых групп
- Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка а. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии амн Украины)
- Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
- Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки особенностей психологического развития ребенка за и. Мамайчук
- Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;
- Методики диагностики речевого развития;
- Методики диагностики личностного развития ребенка;
- Методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.
- 8. Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения
- Тема 4. Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве
- Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
- Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
- Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
- Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
- Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
- Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
- Методики диагностики развития основных видов деятельности;
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и интеллекта в целом;
- Диагностика эмоционально-волевой сферы;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Методики диагностики школьной осведомленности.
- Методики социально-психологического исследования классного коллектива
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе
- Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
- Тема 5. Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
- Структурный подход к психологическому изучению взрослого человека
- Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики
- Диагностика интеллектуального развития взрослых
- Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании
- 6. Осуществление психодиагностики личностной зрелости
- Тема 6. Критерии и методы диагностики развития личности на этапе поздней зрелости
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе поздней зрелости
- Диагностика интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей: подходы, специфика, методики
- Тема 7. Психодиагностический процесс
- 1. Психодиагностический процесс
- 2. Этапы и проведение психодиагностического исследования
- 3. Словарь терминов
- 4. Особенности использования психодиагностических данных
- 5. Классификация психодиагностических методик
- 6. Требования к психодиагностическому инструментарию
- 7. Психометрические характеристики теста
- 8. Надежность
- 9. Валидность
- 10. Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
- 11. Модели Интеллекта
- 12. Тестовые методы исследования Интеллекта
- 15. Способности и их диагностика
- 14. Уровень успеха и его оценка
- 15. Теории личности как основа психодиагностики
- 16. Теоретические основы диагностики личности
- 17. Диагностические методы исследования личности
- 18. Опросники как методики исследования личности и их специфика
- 19. Психодиагностическое изучение некоторых аспектов личности
- 20. Особенности проектного метода как способа исследования личности
- 21. Источники развития проектного метода
- 22. Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
- 23. Основные теоретические положения исследования межличностных отношений
- 24. Особенности исследования межличностных отношений
- 25. Социометрия