logo search
2ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Законы и закономерности обучения

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафикси­рованные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда; 1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; 2) исследованы вид, форма и характер этой связи; 3) установлены пределы действия (проявления) связи.

1.Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. 2.Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

З.Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учеб­ной деятельности.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент.

(аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологи­ческие, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

      1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

      1. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) матери­ально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

      1. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обу­чения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;б) харак­тера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

      1. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в приме­нении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учеб­ных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

      1. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

      1. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяет­ся на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.